ГлавнаяГазеты, журналыСтатьиКнигиВидеоАудиоДокументы

История публикаций:

         2024 год.

Ноябрь 2024 г.

Октябрь 2024 г.

Сентябрь 2024 г.

Август 2024 г.

Июль 2024 г.

Июнь 2024 г.

Май 2024 г.

Март 2024 г.

Февраль 2024 г.

Январь 2024 г.

         2023 год.

         2022 год.

         2021 год.

         2020 год.

         2019 год.

Духовные христиане (молокане) — одна из разновидностей духовного христианства. Течение получило широкое распространение в центре России во второй половине 18-го — 19 веках. По поводу возникновения течения, а также происхождения наименования "молокане" нет единого мнения. Некоторые историки утверждают, что молоканство выделилось из течения духоборов и оформилось в виде самостоятельного течения во второй половине 18-го века благодаря Семену Уклеину, портному, который, сначала был православным, затем, женившись на дочери лидера духоборов Побирахина (Побирохина), оставил православие. Впоследствии между Уклеиным и Побирахиным (Побирохиным) произошел разрыв. Уклеин, порвав с духоборами, основал свое течение молокан. Другие ищут корни как молокан, так и духоборов в сектах, которые были распространены ранее. Так, Мельников-Печерский склонен отождествлять молокан и духоборов с иконоборцами. Такое видение истории кажется мне более похожим на истину. Мне кажется более обоснованным мнение, что Семен Уклеин не создавал нового учения, оно, вероятно, существовало задолго до него, но во время бурного развития молоканства он был активным сподвижником, организатором, и это послужило поводом считать его основателем.

Нет единства и по поводу названия. Некоторые связывают название "молокане" с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан; некоторые — с рекой Малый Кан; другие — с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост; третьи — с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. И даже есть убеждение, что название "молокане" происходит от слова "мало": "мало кануло", "мало по сравнению с православными" и т.п. Вряд ли есть основание отдать предпочтение какой-либо из этих версий, так как ни одна из них не подтверждена документально. Обращает на себя внимание тот факт, что изначально в царских указах слово молокане писалось так: "Малакане", слово "молокане" стали применять позже, в конце 19-го — начале 20-го века. По-видимому, "молокане" — это все же прозвище, история происхождения которого безвозвратно утеряна. Молокане вполне примирились и приняли это прозвище, и многие связывают его с текстом Священного Писания: "как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко" (1 Пет.2.2). Связали не безосновательно, так как любовь к "словесному молоку" — Слову Божию, действительно, присутствует в молоканских сообществах и проявляется как в порядке молитвенных собраний, так и в повседневной жизни. Многие молокане уверены, что название их течения имеет библейское происхождение и связано со словами Петра "возлюбите чистое словесное молоко".

Название "Духовные христиане" молокане связывают с одной стороны со стремлением найти духовный, сокровенный, часто иносказательный смысл в Писании (1 Кор.2:12-16), с другой стороны с жизнью не "по плоти", но "по духу" (Рим.8гл.). Молокане часто приводят слова Христа: "Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Иоан.4:23-24). Повидимому, название "Духовные христиане", как раньше предпочитали называть себя молокане, как раз и отражает стремление молокан поклоняться Отцу в духе и истине, быть истинными поклонниками.

Молоканство неоднородно, это довольно широкий пласт различных по сути течений в христианстве. Из-за этого часто происходит путаница, когда исследователь записывает воззрения какого-то молоканина и обобщает его взгляды на молоканство в целом. Таких примеров я встречал довольно много в материалах о молоканах как прошлого, так и настоящего времени. Бывают случаи, когда предания преподносятся как исторические факты. Поскольку духовное христианство долгое время существовало нелегально, а также учитывая то, что духовному христианству не свойственно подавление и гонение инакомыслящих, не удивительно, что даже в одной молоканской общине разные ее члены могут сильно отличаться во взглядах.

Несмотря на то, что молокане принадлежат к духовному христианству, нельзя утверждать, что все молокане, тем более все представители течения духовных христиан являются духовными в библейском смысле этого слова. Но я смею утверждать, что учение Духовных христиан (молокан), основанное на глубоком, проникновенном познании Слова Божия, любовь к чтению и изучению Священного писания, которая присуща молоканам, стремление "на практике" воплотить учение Иисуса Христа — все это дает благоприятную почву быть духовными в истинном смысле этого слова.

Хотя молоканство разнородно, очертить общие свойства, присущие молоканам, все же можно. Но прежде этого надо отметить, что в молоканстве существуют следующие основные направления.

  • Постоянные, или Старопостоянные;
  • Духовные (прыгуны);
  • Максимисты;
  • Евангельские (сухие баптисты).

Были еще Общие, Молокане-субботники, но в настоящее время вряд ли остались представители этих направлений. Это наиболее признанное деление молокан на группы. К этому я хотел бы добавить, что по моим наблюдениям Закавказские старопостоянные молокане сильно отличаются от молокан Центральной России (исключая выходцев из Закавказья в результате миграции 1990-х годов), а также от молокан Западной Сибири. Также надо отметить и то, что в молоканстве существовали и существуют две "школы": духовного толка и буквального. Представители духовного толка более склонны к иносказательному толкованию учения и явлений Библии. Буквальные ближе к православным и евангельским. Возможно, здесь проявляется влияние тех религиозных течений, из которых люди переходили в молоканство, и с котороыми молокане контактировали. Возможно, большую роль в появлении "буквального" и "духовного" толков сыграло "Общество образованных молокан", созданное в конце 1890-х, инициатором которого был А. С. Проханов. Программа Общества предусматривала объединение образованных верующих «на почве такого мировоззрения, которое исключало бы всякое противоречие между религией и наукой и приводило бы их во взаимную гармонию», с дальнейшим преобразованием духовного христианства.

Представители всех молоканских направлений, как правило, принадлежат к разным общинам, но это не мешает им считать друг друга Духовными христианами (молоканами) и общаться между собой.

Итак, назову некоторые черты, свойственные молоканам.

  • Молокане отвергают церковную иерархию, земное священство в виде "церковных должностей".
  • Многие видимые священнодействия, которые признаются другими христианскими течениями как новозаветные обряды, "таинства", "заповеди Господние" молокане рассматривают как обряды Ветхого завета, "относящиеся до плоти", "установленные до времени". Так, молокане, признавая "духовное крещение", "духовное причастие", не признают ни водного крещения, ни причастия, ни хлебопреломления, ни омовения ног в буквальном, вещественном виде.
  • Молокане не признают рукотворных храмов, образов, не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения при молитве, не поклоняются мощам святых. Храм признается и чтится опять же духовный.
  • Признавая святость во Христе, молокане, тем не менее, не "причисляют к лику святых", не поклоняются и не молятся святым, поклоняются и молятся только Богу. У Максимистов наблюдается более почтительное отношение к видным деятелям молоканского движения и особенно прыгунского, в частности к Максиму Гавриловичу Рудометкину, которого они считают "отцом духов".
  • В пище молокане придерживаются "чистой" пищи. В основу разделения пищи на чистую и нечистую приняты заповеди Ветхого Завета. В настоящее время не все молокане строго соблюдают пищевые запреты.
  • Молитвенные собрания молокан сходны с собраниями протестантских (евангельских) течений. Молитвенные собрания евангельских духовных христиан (молокан) вообще почти не отличаются от баптистских (только не совершаются хлебопреломление и водное крещение). У других направлений молоканства различия более существенные. Молокане не используют музыкальных инструментов, пение у Постоянных только с использованием текстов из Библии, у прыгунов и максимистов в конце собрания пение стихов. Во время собрания пение чередуется с проповедями, которые проводятся на основе чтения из Библии и пояснения прочитанного. Рассказы стихов, сценки и т.п. не практикуются. У прыгунов и максимистов во время пения стихов в конце собрания при особом духовном настрое поднимают вверх руки и могут даже подпрыгивать. У Максимистов наряду с Библией в собрании используется книга "Дух и Жизнь". У прыгунов и максимистов практикуется пророчество, говорение "на иных языках". Эта практика более сдержана и не так широко распространена, как у пятидесятников. Молитвы у постоянных в основном текстами из Писания. Некоторые используют молитвы переданные устно от предков.
  • В молоканстве нет священства. Нет понятия "служителей", "прихожан", "мирян". Все члены собрания равны между собой. В большинстве молоканских общин для соблюдения порядка на собраниях выбираются пресвитеры (руководит собранием) главный певец (руководит пением), сказатели (читают текст, который будут пропевать, громко вслух) и т.д. Но эти члены общины не имеют никаких привелегий по отношению к другим членам.
  • У молокан нет платных служителей. Также молокане не берут платы за проведение обрядов (похорон, бракосочетаний и пр.)
  • Во многих общинах сохраняется обычай на собрание одеваться в особую одежду, косоворотки, женщины одевают фартуки, женщины приходят на собрание с покрытой головой. Не принято женщинам приходить в собрание в брюках.
  • Признавая спасение по благодати через веру, молокане большое значение придают добрым делам. Здесь воззрения столь разнородны, что вряд ли можно обобщать, не погрешив против истины. Тем не менее, на мой взгляд, независимо от "теории" в практической христианской жизни молокане совмещают эти два коренных христианских стержня спасения, как впрочем, и христиане других направлений.

Разумеется, это далеко не полный список характерных черт молоканства. Возможно, другой представитель молоканского течения выделит другие черты, которые ему кажутся более существенными и более присущими молоканству. То, что я написал здесь — субъективный набросок, это мое видение, и я никоем образом не претендую на то, чтобы этот набросок воспринимался как объективное описание.

Сергей Петров
г.Тамбов.


molokan@yandex.ru Старый дизайн