[Главная страница][Оглавление]


 

Так да светит свет ваш

"Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного". (Матф. 5, 16).

Простые слова, сказанные Спасителем в Своей речи, но как много "дела" они заключают в себе!..

Возьмите слова: "вы-свет мира. Не может укрыться город. стоящий на верху горы", т. е. вы свет мира и потому мир обращает на вас свое внимание, как бы на город, стоящий на верху горы и вы ни в коем случае не можете, подобно городу ,укрыться, да и нет нужды укрываться. Зажегши свечу не ставят ее под сосудом, но па подсвечнике, и светит всем в доме.

Но как изображать из себя свечу, чтобы "светить" пред людьми? и в чем заключается "свет?"-Мне кажется на этот вопрос отвечает сам Христос: "чтобы они увидели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного": в этом именно заключается свет, и человек, творящий добрые дела по вере в Господа, изображает из себя свечу, т. е. светлый пример, на который полезно взглянуть каждому верующему, а не верующему в особенности, дабы они прославляли Отца Нашего Небесного. Под добрым делом мы должны разуметь: "она доброе дело сделала" (МатФ. 26 ст. 10), "добрый человек милует и взаймы дает; он дает твердость словам своим на суде". (Псал. 111, ст. 5); "много добрых. дел показал Я вам". (Иоанна 10, ст. 32).

Теперь кажется достаточно ясно, что значат слова: "да светит свет ваш" и для какой цели он "светит". Но ..свет" ли он в настоящее время? не угасили ли мы, возлюбленные братья, силу огня? не погас ли он совсем, посредством содеянных противоположных дел!

Возьмём примеры: в прежнее время, во времена усиленных гонений со стороны властей мира сего, когда "горел огонь", взглянув на жизнь и дела каждого духовного христианина, можно было смело сказать, что это тот самый истинный "свет", о котором сказал Спаситель: "вы-свет мира"; по рассказу старцев, тогда была развита любовь более друг ко другу, нежели теперь, честность была безусловная; бывало, если кто потеряет какую-либо вещь на поле, то в первый же праздник идет к молитвенному дому и разыскивает, на особо предназначенном для найденных вещей месте, свою потерянную вещь, и почти не было случая бесследного исчезновения потерянных вещей; а воровства прямо таки не было: последнее считалось позором всему селу и каждый старался предотвратить подобное; проезжий человек все силы добраться до села духовных христиан, чтобы спокойно переночевать и, отпрягая лошадь, оставлял всю сбрую под открытым небом. Да! так жили наши старцы!., честь и слава им! они имели действительный "свет", который "светил" всем проезжим и прохожим, которые прославляли Отца Небесного за такой честный народ.

Молодые братья! Можем ли мы теперь "светить" так, как "светили" наши предки? почему погас наш "свет", где кроется причина этому? неужели мы уступили нашим предкам потому только, что они были гонимы, как истинные поклонники желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, а мы теперь свободны?.. Не исполняются ли над нами слова Спасителя: "к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовию служите друг другу (Галат. 5, ст. 13). Не хочется верить, что мы уже неисправимы, что теперь-де время заставляет нас так поступать, что теперь нужно быть в "Обществе" и иначе нельзя. Нет! и тысячу раз нет! Только нужно взяться нам, молодым, за самих себя, не осуждая "старцев", что они будто бы для нас ничего не сделали. Старцы для себя сделали многое; теперь очередь наша-последить за собою и дело пойдет; если что замечаем друг за другом, поддержать себя, указывая друг другу на недостатки с любовью; посмотрите, как легко справляется какой-либо мастер со своим учеником, показывая ему недостатки в работе! Но представьте себе, если бы мастер не показал бы своему ученику, как нужно сделать вещь, а пошел бы и рассказал соседям, как дурно сделал его ученик, что получилось бы? исправил ли бы свою ошибку ученик, не зная, что он сделал неправильно или что, мол, сойдет? так и мы, замечая недостаток, не должны говорить соседям о недостатке соседа, родственника и знакомых в духовном отношении; не должны высмеивать их, а наоборот сожалеть, болеть душою за таковые и тогда, я уверен, дело исправится: с любовью человеку можно все сказать, без любви-ничего. Кроме тые желательно было бы знать, какой спектакль или оперу слушал Спаситель и посещал ли Он театр? если да. то какой именно? если же нет, то зачем мы посещаем их? не лишние ли мы "гости на сем пиру"? Очень часто, к сожалению, случается: человек, называющий себя Христианином (дающий другим наставления, забывает себя при посещении театра: вчера или еще лучше два часа назад он "насаждал веру", "укреплял малодушных", а теперь?- в ложе первого ряда с не покрытою головою сидит в театре! перед кем? что слушает? "назидается" оперою, или драмою любовного происхождения, аплодирует этой пошлости, и это Христианин? и может ли он "светить миру?" Если это "свет", то какова же тьма? Да! "свет" у беззаконного потухнет, и не останется искры от "огня" его (Иова гл. 18. ст. 5). Подумайте! А вину возлагаем на "старцев"; мы привыкли все сваливать на них, ибо старцы наши таковы, что все перенести сумеют: им Бог поможет! Но главная вина, по моему, лежит на родителях, которые так мало заботятся о детях своих; если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже не верного (1 пос. Тимоф. гл. 5 ст. 8). Между тем очень часто встречаются такие, которые говорят: "дети неверующие, а потому им нужно дать полную свободу в их деяниях; а когда они возрастут, то уверуют и оставят свои прежние дела". С такими близорукими родителями нельзя согласиться на основании снов апостола: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем", Ефес. 6, 4. учение же Господне ни в каком случае несовместимо с делами, проделываемыми "детьми". Всюду в слове Божием говорится о воспитании детей, например: (1 пос. Тимоф. гл. 5, ст. 10) ... известная по добрым делам, если она воспитывала детей, принимала странников и т. д.

Апостол же Павел точнее, мне кажется, определяет причину и к Коринф, в 15 главе, ст. 33, говорит: "не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы".

Вот где кроется причина разлагания, а поэтому нужно самим оставить эти "общества" и им подобные и предостеречь других, в особенности молодежь. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. (Рим. гл. 13, ст. ИИ).

Меньший брат Пет. Тим. Мазаев

Станица Отрадная, Кубан. обл.

 


[Главная страница][Оглавление]