[Главная страница][Оглавление]

ХРИСТОС,

ОБВИНИТЕЛИ

И ГРЕШНИЦА

Книжники, фарисеи и саддукеи не раз пытались найти  любой  повод,  чтобы обвинить Иисуса Христа либо в нарушении закона, либо в неповиновении римским властям:  в  чем  угодно,  только  чтобы иметь  повод предать Его смерти.  Один из таких случаев описан в восьмой главе Евангелия от Иоанна.

А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии,  поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;  а Моисей в законе заповедал  нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко,  писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его,  Он,  восклонившись,  сказал им:  кто из вас без греха,  первый брось в нее камень.  И опять, наклонившись низко,  писал на земле. Они же услышав то, и будучи обличаемы  совестью,  стали  уходить один за другим,  начиная от старших,  до последних:  и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.  Иисус,  восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей:  женщина!  где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала:  никто,  Господи.  Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя: иди и впредь не греши" (Иоанн.8:2-11).

По мнению  книжников  и фарисеев Иисус поставлен был в безвыходное положение. Безвыходность положения заключалась в том, что на Его выбор предлагалось две возможности:  согласиться с постановлением закона,  и тем осудить женщину на смерть,  и не согласиться, сделавшись виновным перед законом. И обе возможности делали Иисуса лжецом в глазах народа,  который любил и слушал Его. Ведь если бы Иисус осудил женщину на смерть,  книжники и фарисеи сказали:  вот Тот, Которого вы так слушаете, говорит, что пришел взыскать  и спасти погибшее (Мф.18:11),  и в то же время это погибшее осуждает на побиение камнями. А если бы Христос помиловал женщину, они сказали бы: Тот, Которого вы слушаете, и за Которым ходите толпой,  говорит, что не нарушить пришел закон, но исполнить  (Мф.5:17),  а Сам не только нарушает закон,  но и нас учит тому же.

Иисус Христос  находит поразительный выход из положения,  и я берусь утверждать,  что этот выход не был доступен обыкновенному человеку.  Обратите  внимание  на  обвинительные слова фарисеев: "Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями". Прочтите внимательно слова закона,  на которые ссылались книжники и фарисеи (Лев. 20:10 и Втор. 22:22) и  попробуйте  объяснить  следующие детали. Во-первых, слова закона повелевали предать обоих смерти: и мужчину, и женщину, почему же фарисеи и книжники привели к Иисусу только женщину?  Во-вторых,  в законе нет повеления,  чтобы побивающие камнями сами были без греха,  и чтобы  первый  бросал камень  тот,  кто  без греха.  Но при этом фарисеи и книжники не воспротивились Христу,  хотя имели достаточно весомые аргументы: закон строго воспрещал прибавлять или убавлять то,  что было заповедано Богом (Втор.4:2,  Втор.12:32, Притчи 30:6). Но, несмотря на это, книжники и фарисеи ничего не возразили Христу. И еще одно немаловажное обстоятельство.  Незадолго перед  этим  событием Иисус  Христос  беседовал с самарянкой и открыл ей то,  что было скрыто от всех людей (Иоанн. 4:16-19.).  Он сказал ей о том, что у нее было пять мужей,  и тот,  которого она имела в то время, был фактически не муж ей.  После этого самарянка сразу же признала в Иисусе пророка.  И не только она,  но многие, кто соприкасался в своей жизни с Иисусом,  убеждались в том,  что Он имеет  ведение пророка, не доступное обыкновенному человеку.

А теперь, принимая во внимание эти обстоятельства, вернемся к описываемому Иоанном событию. Слова Христа: "кто из вас без греха, первый брось в нее камень" я понимаю не как дополнение к закону,  а как обличительные слова Пророка. Христос знал грехи обвинителей женщины,  и поведение этих обвинителей убеждает меня в том, что они также догадывались, что Христос знает об их грехах. И,  скорее всего, это были не просто грехи, а грехи тоже достойные  по закону того времени смертной казни.  Почему я так думаю? Дело в том,  что если бы каждый из обвинителей не видел за собой греха достойного смерти,  им не было смысла уходить. В этом случае они могли оспорить слова Христа,  о том,  что первый  должен бросить камень тот,  кто без греха, а если не так, то каждый мог дождаться,  когда побиение начнут другие,  а потом тоже  принять участие.  Да даже,  если и не участвовать в побиении камнями, то смысла уходить все равно не было.  Однако,  то, что они все ушли вполне объяснимо,  если предположить, что совесть каждому из них указала на его грех,  и каждый из них знал,  что Господь в любую минуту может перед всеми открыть этот грех.  Христос в Свою очередь ставит обвинителей женщины перед сложнейшим выбором. Каждому  из них была предоставлена возможность остаться праведным перед людьми,  но виновным перед своей совестью и перед Богом, или раскаяться,  осудить свой грех и ожидать вместе с женщиной справедливого возмездия.  Иисус, наклонившись низко, дал полную свободу этого выбора, а после ухода последнего обвинителя у женщины также появилась возможность уйти, а следовательно, свобода выбора. Но, если женщина, зная, что она достойна смерти, ожидала исполнения приговора,  ее обвинители предпочли трусливое  бегство: ни один из них не осудил себя,  не остался на суд Христа, предав себя Его справедливости и милосердию.  Вот великая  разница  результата действия совести.  В одном случае человек,  обличаемый совестью,  раскаивается, осуждает себя, и отдает себя на праведный суд  Господа,  в другом он пытается скрыть свой грех от других. Если бы каждый из обвинителей остался со словами: "Господи, я  тоже грешен и заслуживаю смерти.  Ты же безгрешен,  Ты можешь бросить первый камень,  - брось этот камень в  меня!"  Я думаю, Христос  и ему сказал бы простые,  но полные великого милосердия слова:  "и Я не осуждаю тебя:  иди и впредь не греши".  Увы,  ни один из них не избрал этот путь,  путь трудный, но дающий оправдание.  А не так же ли и мы с вами относимся к нашим грехам и  к грехам окружающих нас людей? Не так ли и мы готовы побить камнями грешников,  забывая наш долг перед Отцом нашим  Небесным?  Не ставит  ли  и  нас  Господь перед выбором:  оправдать себя перед людьми, заглушив в себе голос совести, или осудить себя и в раскаянии  иметь  надежду на милость Господа и Его прощение?  Какой выбор мы делаем?  Пусть пример этой женщины послужит нам хорошим уроком смирения и раскаяния.

Возникает вопрос: а Сам Иисус, ведь Он был безгрешен и должен был по закону предать женщину смерти. Не стал ли Он виновным перед законом, отпустив ее со словами: "и Я не осуждаю тебя: иди и впредь не греши?"  Я утверждаю,  что нет:  Христос не нарушил ни букву,  ни дух закона. Чтобы убедиться в этом, опять обратимся к словам Закона,  на которые ссылались обвинители женщины. Дух заповеди особенно виден в тексте Втор.22.22. Он заканчивается словами:  "... и так истреби зло от Израиля". Смертоносная же буква давала средство: чтобы истребить зло, нужно предать смерти делающего зло,  дабы удалить развращенного из среды детей  Божиих  и дабы  страхом смерти удержать других от развращения.  Но Христос принес другое средство. Он Сам принял на Себя наказание за грехи всех людей,  в том числе грехи этой женщины, а поэтому имел полное право прощать грехи. Хотя фарисеи и законники не признавали за Ним этого права,  Иисус доказал,  что Сын Человеческий имеет право на  земле  прощать  грехи,  причем доказал  это  на деле (Мф.9:6).  Итак,  Христос имел полное право отпустить женщину со словами: "иди и впредь не греши".  Евангелист не повествует об этом, но я склонен думать, что раскаяние этой женщины было столь глубоким, что она выполнила этот завет Христа. Выполнил ли Христос дух заповеди? Я думаю, выполнил, ибо Он истребил зло, приняв на Себя грех этой женщины и повелев ей впредь не грешить.

Но самое удивительное то,  что Христос не нарушил и букву заповеди.  И не нарушил Он букву закона потому, что все обвинители разбежались,  а  по закону ни одного человека нельзя было предавать смерти иначе,  чем при двух  или  трех  свидетелях (Числа 35:30, Втор.19:15,  Мф.18:16,  Кор.13:1,  Дан.13:41), и если бы Христос побил женщину камнями,  Он был бы не исполнителем, а нарушителем буквы закона.  При отсутствии свидетелей даже муж, подозревающий свою жену,  не мог осудить ее, не подвергнув испытанию:  для этого в законе предусматривалась специальная процедура (Лев.5.11-31).

Стоит удивляться и восхищаться великой премудрости Господней: казалось в безвыходной ситуации Христос исполнил букву и дух закона  (милости  хочу  а не жертвы),  в то же время исполнив Свое назначение взыскать и спасти погибшее!

Май 1994 С. Петров  г. Тамбов.