[Главная страница][Оглавление]

БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ

"Ибо явилась благодать Божия, спаси­тельная для всех человеков,  научаю­щая нас,  чтобы мы,  отвергнувши не­честие и мирские похоти, целомудрен­но,  праведно  и благочестиво жили в нынешнем  веке,  ожидая   блаженного упования  и  явления  славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Хрис­та. (К Титу 2 гл. 11-13 ст.).

Слово "явилась",  в  приведенном тексте наводит нас на раз­мышления:  Либо благодати,  до момента ее явления не было совер­шенно ни для какого человека,  что противоречит сказанному в Пи­сании,  ибо написано:  "кто нашел, меня,  (премудрость) тот нашел жизнь,  и получит благодать от Господа." (Притчи 8 гл.  35 ст.). Либо,  что видно уже из этих слов, до определенного момента бла­годать Божию получали лишь отдельные люди,  нашедшие премудрость Божию.  Такой человек именовался "человеком Божьим",  или проро­ком.

В книге Числа 11 гл.  16-17 ст.  мы находим: "И сказал Гос­подь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возь­ми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою. Я сойду, и буду говорить там с тобою,  и возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них,  чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил", и далее 25-29 стихи: "И сошел Господь в облаке, и го­ворил с ним,  и взял от Духа,  Который на нем,  и дал семидесяти мужам старейшинам.  И когда почил на них Дух,  они стали  проро­чествовать,  но потом перестали. Двое из мужей оставались в ста­не;  одному имя Елдад,  а другому имя Модад;  но и на них  почил Дух,  и они пророчествовали в стане.  И прибежал отрок,  и донес Моисею,  и сказал:  Елдад и Модад пророчествуют в стане. В ответ на  это Иисус,  сын Навин,  служитель Моисея,  один из избранных его,  сказал:  господин мой Моисеи! запрети им. Но Моисей сказал ему:  не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господ­нем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!"


Итак, Дух Божий, Дух благодати (Евр. 10 гл. 29 ст.), благо­дать являлась лишь на отдельных пророках, которых именовали "че­ловеками Божиими" (Втор. 33 гл. 1 ст.).

Что Дух Божий, Дух Святой есть благодать Божия, подтвержда­ется  и  одинаковостью  действия.  "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,  научающая нас".  (Титу  2  гл. 11-12 ст.).  "Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему" (Иоанн. 14 гл. 26 ст.).

Когда же явилась благодать Божия, спасительная для всех че­ловеков?  Теперь мы можем назвать точную дату этого события. Она явилась на тридцать четвертом году от Рождества Христова, в день Пятидесятницы,  когда Дух Святой сошел вначале на  Апостолов,  а потом и на три тысячи уверовавших по слову Ал.  Петра. С тех пор она является спасительной для всех человеков.

Если до  этого момента человечество делилось на три категории:

v      Язычников, которых  "предал Бог в похотях сердец их нечис­тоте, так что они сквернили сами свои тела" (Рим. 1 гл. 24 ст.).

v      Народ Израильский,   которому  "закон  дан  чрез  Моисея", (Иоанн.  1 гл.  17 ст.), и "которые исполняя, человек будет жив" (Левит 18 гл. 5 ст.). То есть, люди жили не благодатью, а испол­нением закона.

v      И, наконец, отдельные люди, " человеки Божии", которые жи­ли благодатью Божией.

Теперь же явилась благодать Божия спасительная для всех че­ловеков: и для язычников, и для Иудеев, для мужчин и женщин, без различия  положения в обществе или расы.  Теперь благодать Божия является к каждому человеку в отдельности, и тогда, когда он еще живет по своим "мирским похотям" и делает дела "нечестия" и нау­чает, "чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти", обрати­лись к покаянию.

Благодать Божия научает нас отвергнуть нечестие,  т.е.  все те поступки и действия, и мысли, которые не приносят нам чести в глазах Божиих, да и окружающих нас людей и нас самих.

Физическая нечистота не приносит человеку чести,  и понимая это, человек не пойдет в общество с грязным лицом, или в грязной одежде. Тем более, моральная нечистота не приносит человеку чес­ти.  Никто не желает,  чтобы его именовали вором, или блудником, или  лжецом,  никто не будет гордиться таким наименованием,  ибо это не делает ему чести,  все это нечестие для человека. Однако, люди делают подобные нечестивые дела, влекомые мирскою похотью.

Благодать Божия,  являясь всякому человеку, ибо она "спаси­тельна" для всех человеков,  научает его, чтобы он отвергнул не­честие и мирские похоти,  "пришел в себя" (Луки 15 гл.  17 ст.), как некогда блудный сын, и раскаялся, чтобы благодать Божия, как умолял некогда Ап.  Павел,  "не тщетно была принята вами"  (2-е Кор. б гл. 1 ст.).

Часто, очень часто,  люди,  подобно нерадивым ученикам,  не принимают,  не  хотят  слушать  уроки благодати Божией,  и тогда действия благодати бывают тщетными.

Если же человек принимает первый урок благодати, тогда бла­годать Божия продолжает научать, чтобы мы "целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке". (Титу 2 гл. 12 ст.).

Благодать Божия научает человека,  чтобы он жил "целомудренно" т.е. по одной целой мудрости, а не по мудрости, составленной из двух половин,  ибо существуют две мудрости. Об этом Ал. Иаков так  написал:  "Если  в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость,  то не хвалитесь и не лгите на истину:  это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иакова 3 гл.  14-15 ст.).  И далее,  "но мудрость,  сходящая  свыше, во-первых чиста,  потом мирна,  скромна, послушлива, полна мило­сердия и добрых плодов,  беспристрастна и нелицемерна" (Иакова 3 гл. 17 ст.).

Многие, и многие люди,  отвергнувши Благодать Божию,  живут "целомудренно" по земной,  бесовской мудрости, которая и приводит к делам нечестия и удовлетворяет мирскую похоть.

Другие люди пытаются жить сразу по двум мудростям.  Внешне, перед другими людьми стараются показывать, что они живут по муд­рости,  сходящей свыше, в самой же жизни, делах и поступках сле­дуют мудрости бесовской,  имея и плоды этой мудрости.  Но,  "го­ре... грешнику, ходящему по двум стезям" (Сирах. 2 гл. 12 ст.).

Наконец, есть люди,  которые внимательно воспринимают уроки благодати Божией, научающей, чтобы мы целомудренно, целиком, жи­ли по мудрости,  сходящей свыше, плоды которой приносят человеку благую честь,  благочестие,  чистоту, мирность, скромность, послушливость,.  милосердие и добрые плоды, т.е. благочестивую жизнь и праведность.

Праведность также бывает двух родов:  Об этом так пишет Ап. Павел: "Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Ве-ниаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности гони­тель Церкви Божией,  по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Госпо­да моего:  для Него я от всего отказался,  и все почитаю за сор, чтобы  приобрести  Христа  и  найтись  в Нем не со своею правед­ностью. которая от закона, но с тою, которая чрез веру, во Хрис­та,  с праведностью от Бога по вере" (Филип.3 гл.5-9 ст.). И еще: "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия. о ко­торой свидетельствуют закон и пророки" (Рим. 3 гл. 21 ст.).

Итак, существуют две правды и две праведности:  одна  своя, людская праведность, "от закона" заключающаяся в исполнении раз­личных обрядов,  обычаев и установлении человеческих,  и которую люди  "усиливаясь поставить собственную праведность,  не покори­лись праведности Божией" (Рим. 10 гл. 3 ст.).

Другая праведность,   праведность  Божия,  которая  явилась вместе с благодатью Божией. Благодать же Божия научает нас, что­бы мы праведно,  по правде и праведности Божией, жили в нынешнем веке,  а не по своей праведности,  которая во внешних обрядах  и установлениях,  и которая хотя и имеет "вид благочестия" (2 Тим. 3 гл.  5 ст.), но она, "как утренний туман и как роса, скоро ис­чезающая"  (Осии.6 гл.4 ст.) и является "пустым благочестием" (Иак.1 гл.26 ст.).

Усиливаясь поставить "собственную праведность", люди не ог­раничиваются только выполнением обрядов,  но и исполнением "доб­рых  дел":  посещение больных и заключенных в тюрьмах,  подаяние милостыни и т.п.,  делая все это "по закону", по обязанности, по долгу,  и,  наконец, как заслугу перед Богом, как средство полу­чить спасение и жизнь вечную.

Но Писание говорит, что "Он спас нас не по делам праведнос­ти,  которые бы мы сотворили,  а по Своей милости" (Титу 3 гл.5 ст.);  по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Ии­сусе прежде вековых времен" (2 Тим.  1 гл.  9 ст.);  "ибо благо­датью вы спасены чрез веру,  и сие не от вас,  Божий дар:  не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефес. 2 гл. 8-9 ст.).

Что же касается добрых дел,  то далее Ап. Павел пишет: "Ибо мы - Его творение,  созданы во Христе Иисусе на добрые дела, ко­торые Бог предназначил нам исполнять".


Итак, добрые дела – наше предназначение,  а не  заслуга,  и "кто разумеет делать добро и не делает,  тому грех" (Иак.4 гл.17 ст.).

Благодарение Богу,  Который  по Своей любви и милости,  "по Своему изволению",  "прежде вековых времен",  дал нам  благодать Божию во Христе Иисусе; "ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Иоанн.  1 гл. 17 ст.); и теперь,  независимо от закона, от правды законной, от нашей пра­ведности,  к нам явилась благодать Божия спасительная  для  всех человеков.  И эта благодать, не только научает нас целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем  веке,  но  и  дает  нам "способность быть служителями Нового Завета,  не буквы, но духа" (2-е Кор.3 гл.6 ст.), дает нам "дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем,  как Он" (1-е Иоанн. 4 гл. 17 ст.). Потому и можем ожидать "блаженного упования и явления славы  ве­ликого Бога  и  Спасителя нашего Иисуса Христа" (Титу 2 гл.  13 ст.),  упования, "которому предстоит великое воздаяние" (Евр. 10 гл. 35 ст.).

Теперь дело спасения находится в руках каждого человека,  и пока "время благоприятное" не истекло,  пока "день спасения" еще не прошел (2-е Кор.  6 гл.  2 ст.),  каждому человеку необходимо принять благодать Божию "спасительную для всех человеков",  вни­мательно прислушаться к ее "научению", к ее урокам, и принять их как руководство к жизни, а саму Благодать принять в свое сердце.

Дорогой читатель!  Благодать Божия еще и ныне,  чрез  Слово Божие,  призывает: "Не медли обратиться к Господу, и не отклады­вай со дня на день:  ибо внезапно найдет гнев Господа,  и ты по­гибнешь во время отмщения" (Сирах. б гл. 8-9 ст.).

Хотя Бог и сказал некогда:  "Я устал миловать", однако, ми­лость Божия всегда с нами,  как говорит псалмопевец Давид:  "Ми­лость Божия всегда со мною" (Пс.  51 3 ст.). Слава, честь и бла­годарение  Богу Отцу,  Единородному Сыну Его – Иисусу Христу,  и Святому Духу за благодать Его,  за спасение наше чрез  благодать Божию, за "драгоценную милость Его", которая "велика до небес".

Аминь.

 Май 1994 г. П.А. Петров  г. Воронеж.

[Главная страница][Оглавление]