[Главная страница][Оглавление]

ОТ РЕДАКЦИИ:

Дорогие братья и сестры!

В этом номере журнала мы продолжаем наш исторический раздел.

Если вы читали наш предыдущий номер журнала, то должны помнить о всех языческих заблуждениях древнерусского народа и обстоятельства его крещения Великим князем Владимиром в 988 году. Мы помним также, что совсем недавно, в 1988 году, в нашей стране широко отмеча­лось Тысячелетие крещения Руси.

Сейчас мы приступаем к дальнейшему повествованию. Для освещения последующего за 988 годом периода мы выбрали первый том большого научного и публицистического труда Фёдора Васильевича Ливанова "РАСКОЛЬНИКИ и ОСТРОЖНИКИ, переизданного в 1872 году.

Мы напоминаем вам, что вынуждены пользоваться трудами авторов, которые не были молоканами, многие их высказывания и выводы могут показаться неуместными на страницах молоканского журнала. Но мы не имеем права искажать чужие мысли, будем печатать без исправлений и редактирования, хотя и вынуждены сильно  сокращать первоисточники. Совсем другое дело – мы с нетерпением ждем ваших писем с отзывами и предложениями других исторических источников, с конструктивной критикой, чуждых молоканскому упованию взглядов.

РАСКОЛЬНИКИ ОСТРОЖНИКИ

Ф. В. ЛИВАНОВ

VIII НАЧАЛО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
МОЛОКАН И ДУХОБОРЦЕВ
В РОССИИ

"Предки наши искони любили богослужение и внешнюю обрядность, так что и сама жизнь их получила частью характер церковнообрядный, Недаром и послы Владимира прежде всего пленились внешним благолепием греческого богослужения: построение и украшение церквей занимало жизнь многих. Получив от греков иконы, кресты, священные сосуды, книги и другие церковные украшения, предки наши не задавались тонкими учено-созерцательными исследованиями принятых догматов и веру свою питали большею частию посредством богослужения из богослужебных книг".

"При таком направлении христианского благочестия в древнем русском народе, кажется, было бы странным ожидать явления какого-нибудь религиозного своемыслия: скорее, можно было ожидать ревнителей, нежели врагов церковной обрядности. Но известно, на земле искони ведется такой порядок, что где люди сами не домыслятся до чего-нибудь, там помогут им другие, даже инородцы, даже чужеземцы... Так случилось и с нашими предками! ЕДВА ПРОШЛО 15 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ВВЕДЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В РОССИИ (988 ГОД), КАК В 1004 ГОДУ ЯВИЛСЯ НЕКТО АДРИАН МОНАХ, ОТВЕРГАВШИЙ ЦЕРКОВЬ И ОБРЯДНОСТЬ ВООБЩЕ.

Таким образом, русская земля еще за 750 лет до появления наших Духоборцев и Молокан огласилась догмой, которая потом, в XVIII столе­тии, легла в основу учения Духоборцев и Молокан... Адриан был первое лицо с характером религиозного рационалиста в истории русской церкви. Тогдашний киевский митрополит Леонтий восстал против воль­нодумца, и Адриан был им обличен и потом заключен в темницу. Жаль очень, что первая борьба русской церкви с религиозным диссидентом не обошлась без темницы... Летописи, впрочем, свидетельствуют, что Адриан после темничного заключения пришел в раскаяние.

Спустя 121 год после явления Адриана, именно в 1125 году, являет­ся на юге же России другой религиозный рационалист, некто Дмитр, отвергавший, по замечанию (историка) Татищева, церковные уставы: но киевский митрополит Никита послал Дмитра в заточение в город Синелец.

Адриан и Дмитр держались, очевидно, некоторых общих мнений. Из какого же начала они брали и какой системы верования держались, отвергая внешнюю обрядность?"

"... Справедливо полагают, что рационалистическая догма Адриана и Дмитра. огласившая дважды древнюю Русь, была ничто иное, как уче­ние БОГОМИЛОВ болгарских. Богомилы «же эти, как известно, произошли от ПАВЛИКАН, называвшихся в южной Франции Пьемонте, Ломбардии и Богемии ВАЛЬДЕНЦАМИ, а в Провансе и Лангедоке АЛЬБИГОЙЦАМИ. Люди эти отвергали всю внешность церковную со всею иерархией, думая этим служить Богу духом и истиной (! - любимое изречение также и наших Духоборцев и Молокан !) "Бог есть Дух", – твердят последние беспрестанно, – "и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине"  (Иоан.4.24)".

"Павликане восставали, между прочим, против обрядности священоначалия, богослужения и отвергали таинства. Императоры константи­нопольские вооружались неоднократно против этих вольнодумцев и, по повелению одной императрицы Феодоры, их было повешено, изруб­лено и потоплено около 100 000 человек. Император Цемисхий решился наконец переселить значительную часть их с востока во Фракию, на границы Болгарии".

"Богомилы, между прочим, отвергали: 1) личное событие Сына Божия и Святого Духа; 2) необходимость таинства и обрядов; 3) чудеса Спасителя понимали духовно; 4) все действия Иисуса Христа представ­ляли духовными; 5) церковь видимую почитали чем-то средним между древним иудейством и внутреннею жизнью, к которой считали себя принадлежавшими", называясь ИСТИННЫМИ ДУХОВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ; 6) -крещение Христово, говорили, есть крещение духовное и состоит в воздержании, молитвах, чтениях и песнопении. И таких пунктов было до 13; все они ПОЧТИ БУКВАЛЬНО вошли в учение наших Духоборцев и Молокан! ... Присоединяя к этим обстоятельствам кочующую жизнь, пропагандистов богомильства и тесную связь церкви русской с болгарской и греческою, мы получаем, таким образом положительное  основание видеть в Адриане и Дмитре богомилов, а следовательно и в наших Духоборах и Молоканах законных детей богомильства..."

II

"... На такой-то              почве церковного состояния России и не замедлило явиться уже ЧИСТО                РУССКОЕ своемыслие в лице протопопа Сеита и СТРИГОЛЬНИКОВ.

Сеит, новгородский протопоп, действовавший заодно с тверским епис­копом Феодором, напал на монашество, вследствие  чего в Новгороде многие оставили это звание, а диакон Карп Стригольник с диаконом же Никитою (1371 год), основываясь на беспорядках духовенства, отверг всю иерархию.

Стригольники, между прочим, учили: 1) что апостол Павел заповедовал и простым людям учить, почему и выбраны были ими вместо духо­венства учители из своей среды. 2) Силу рукоположения заменили при­говором своего общества. 3) Вместо церковного богослужения устроили собрания в избах для чтения и пения. 4) Проповедовали духовное до­стоинство всякого мирянина и 5) супружество объявили свободным желанием лиц, расположенных друг к другу, без таинственного благос­ловения священника. Все эти пункты целиком почти находятся и в уче­нии Духоборцев и Молокан!..."

"Предвозвестники новых начал в вере: диакон Никита был лишен сана, Карп Стригольник брошен с моста в Волхов, все их последователи объявлены отлученными от церкви, вследствие чего они разбежались по разным местам России и, конечно, разнесли ещё более свое учение... Вольнодумцев предавали смертным казням и даже положено было, по сношению  с митрополитом Фотием, схватить всех Стригольников и заключить их в темницы... Прозелиты нового учения стали провозглашать утопленных, казненных и умерших в темницах страдальцами за веру, которая по сему самому представлялась уже верою гонимою '"

"Но учению Стригольников суждено было не уничтожиться и по другим причинам. Известно, что духовенство русское издревле жило пошлинами с народа: епархиальные архиереи брали их с духовных и мирян сво­ей епархии, всероссийские митрополиты с епархиальных начальств, а с митрополитов брал царьградский патриарх. Во время явления Стригольников были особые усилия со стороны властей духовных к получению этих пошлин, так что москвичи и новгородцы отказали в 1392г. митрополиту Киприану в поборах. Митрополит пожаловался великому князю. Великий князь, требовавший себе от новгородцев дани, принял в расчет и жалобу митрополита, а в Новгороде сделался мятеж, даже кровопролитие. Случай этот дал пищу новгородцам к новому негодованию на иерархию. В псковской области стали принимать священников из Литвы без всяких ставленных грамот, русское духовенство было погружено в невыносимое невежество, а богослужение отправляли даже люди непосвященные и двоебрачные. Новгородский архиепископ Генна­дий просил митрополита Симона завести училища, где бы учились дети по крайней мере порядочному чтению церковному и уставу; монахи и монахини жили в монастырях вместе и к довершению всего, духовенство поставлялось               в священный сан за деньги, что сильно возмущало Стригольников.

III

"Брожение, выразившееся в секте Стригольников разнообразными рационалистическими толками и сформировавшееся через столетие в но­вой вольной общине, называемой "ересью ЖИДОВСТВУЮЩИХ", открылось в том же Новгороде, который недаром назывался в истории "вольным Новгородом".

"Главную роль в ереси Жидовствувших играет литовский еврей Схария, живший в Киеве около 1470 года".

"Схария был человек образованный, хорошо владел диалектикой, знал Св. Писание и творения св. отцов, астрологию и всякие науки... ... Вероятно, что Схария... принадлежал к (иудейской) секте караимов".

"Схария повел себя, впрочем, иначе, чем Стригольники. Те прямо громили духовенство, этот начал сам сближаться с духовенством и нашел первых прозелитов своего вольномыслия в лице новгородских священников..."

"Итак, мы видим, что новое учение, известное под именем ереси Жидовствуиших, быстро  охватило тогдашнее русское общество и нашло себе прозелитов преимущественно в людях книжных..."

"Принявшие учение Схарии между прочим говорили: 1) что у Бога Вседержителя нет Сына Богочеловека и Духа Святого, как лиц единосущных и сопрестольных Ему. 2) Иисус Христос есть Иисус Христос и Сын Божий, но не по существу, а по благодати, так же как пророки и верующие. 3) Если правда, что в пророческом писании говорится о пос­леднем суде, воскресении мертвых и проч., то судить будет не Иисус Христос, но Бог Вседержитель. 4) Тело Христово и кровь Его в таин­ствах Евхаристии (причащения) не почитали настоящими телом и кровью, а простыми хлебом и вином. 5) Иконам Спасителя, Богоматери, святых людей и кресту не молились, а называли это идолопоклонством. То суть дела рук человеческих, говорили они, уста имут и не глаголят! Бог сказал: не сотвори себе кумира, ни всякого подобия. Господу Богу твоему поклоняйся и Тому единому служи. Не сотвори себе Бога серебряного и Бога золотого, и не поклоняйся им. 6) Храмы и другие священные вещи рукотворенные считали ненужными. 7) Отвергали пост, по средам и пятницам ели мясо и молоко. 8) Не поклонялись святым и не почитали вещей. Образы их, говорили еретики, написуете и мертвые кости любите. 9) Отвергали монашество. Иноки, говорили они, сами изобрели себе житьё, но ни пророки, ни апостолы не заповедали жития   сего. Писания святых мужей и предания отвергали. Все это целиком     почти вошло в учение наших Духоборцев и Молокан!"

"На этот раз. как и со Стригольниками, церковные наши пастыри поступили с Жидовствующими также несообразно духу Христову... Геннадий (новгородский архиепископ) достиг наконец того, что множество из принявших новое учение были всенародно сожжены в клетке, другим ре­зали языки, иных навечно заключили в темницы. На соборе новые вольнодумцы были прокляты, но в Новгороде Геннадий велел посадить их на коней лицом к хвосту, выворотить на них одежду, нарядить в шлемы берестовые, остроконечные, в каких изображаются бесы, с мочальными кистями, с венцами из сена и соломы, с надписью: "Се есть сатанин­ское воинство!" –и в таком положении вести их в город, провожая из улицы в улицу. Попадавшиеся на дороге плевали им в глаза и воскли­цали: враги Божии, хульники Христа! В заключение на них были зажжены шлемы".

Прозелиты нового учения, при таких мерах, побеждаемые силою и му­чениями, но не убежденные, разбежались по России и со злобою в ду­ше и удесятеренною ревностью стали разносить свое учение, расп­ространяя даже особые грамоты, в которых поносили Геннадия. Между тем мученичество их собратий освящало в глазах слушателей это но­вое учение, и дело церкви (православной) было таким образом проиграно!.."

[Главная страница][Оглавление]