[Главная страница][Оглавление]

О МОЛИТВЕ

"И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны" (Мф.6:5-7). "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы не попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:19-20).

Из этих двух мест Священного Писания видно, что молитва может быть двух родов: личная, каждого отдельного человека, и групповая, или общественная в собрании.

О личной молитве Иисус сказал, что она должна быть "втайне", т.е. она есть обращение человека к Богу и слушателем ее является один Бог, а не люди. Тайность личной молитвы соблюдается, если молящийся либо войдет в комнату и затворит дверь, либо молится мысленно, а не вслух.

Молитва должна быть такой, чтобы Бог услышал ее. Почему Бог может не слышать молитву, поясняет пророк Исаия: "...беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" (Исаия 59:1-2). В Писании мы находим примеры услышанных молитв и по этим примерам можем понять, когда Бог слышит молитвы. "Взывают праведные, и Господь слышит" (Пс.33:18). Он услышал Давида, который свидетельствует: "услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою" (Пс.6:9-10). Господь слышит молитвы кающихся грешников. Он услышал грешного мытаря, который молился: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лук.18:13). Он услышал разбойника, висевшего рядом с Ним на кресте, и сказал ему: "истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лук.23:43).

Личная молитва не может быть ограничена никакими правилами или установлениями человеческими. "Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом" (Ефес.6:18),- писал Ап.Павел.

Лицемеров такая "тайная молитва" не может удовлетворить, потому что не позволяет "показаться пред людьми". Поэтому книжники-лицемеры установили множество правил в Талмуде для Евреев: как им молиться, в какое время, в каком месте, в какой позе, какими словами, и т.п.. Предписывается молиться: на "омовение рук", на "надевание одежды с кистями - цицит", при входе в синагогу и, даже, "после посещения туалета". Молиться рекомендуется на иврите, потому что молитва на иврите в течении веков "служила одним из важнейших факторов сохранения Святого языка" (Врата молитвы. Иерусалим-Москва,1993г.Стр.29).

Подобно еврейским книжникам-лицемерам в некоторых Молоканских общинах тоже установлены различные правила молитвы: молиться вслух при входе в помещение, где собирается собрание; молиться только словами из Священного Писания или из особого "молитвенника", разработанного "старцами"; молиться на славянском языке, и тому подобное. Безусловно, каждая община вольна устанавливать у себя то или иное правило или порядок. Плохо то, что эти порядки стремятся распространить на другие общины и установить порядок единый и обязательный для всех.

Пример личной молитвы показал Сам Иисус Христос. Для молитвы Он удалялся "в пустынное место и там молился" (Марк.1:35).

Общественная молитва должна выражать общую просьбу двух или большего количества молящихся. В народе Израильском общественная молитва иногда произносилась всеобщим воплем. О такой молитве написано в книге Маккавейской 5 гл. 4 ст.. Пример такой же молитвы имеем и в Новом Завете, в Деяниях Апостолов 4:24-30. Такая общественная молитва, если ее принять, как правило, будет нарушать принцип: "все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор.14:40).

Имеются и другие примеры общественной молитвы. Так Тирские ученики провожали Ап.Павла "все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колена, помолились" (Деян.21:5). Здесь все происходило "благопристойно и чинно".

Когда Ап.Павел расставался с пресвитерами в Ефесе, то "он преклонил колена свои и со всеми ими ПОМОЛИЛСЯ" (Деян.20:36). Очевидно, что Ап.Павел молился вслух, а остальные - мысленно, так что все было "благопристойно и чинно".

Такой порядок молитвы в собрании принят во многих общинах ДХМ. Общественная молитва не должна быть чрезмерно краткой, чтобы все присутствующие могли мысленно высказать свои личные нужды. Но она не должна быть и чрезмерно длительной, чтобы не быть "как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им" (Мф.6:7-8). Этот совет Христа в некоторых общинах Молокан оставлен без внимания. Моление в них совершается по "Молитвеннику", составленному Н.М.Анфимовым, который содержит тринадцать псалмов, а также двенадцать молитв из других мест Писания, Православного "Молитвослова" и "избранных" - все это вместе с девятью коленопреклонениями, входит в общую молитву, совершаемую в собрании. По количеству слов эта молитва в два раза превышает самую большую молитву из Библии - 118-й псалом. Если такая молитва не многословна, то какая же будет многословной?

В обосновании девятикратного коленопреклонения говорится, что мы "поклоняемся с девятью силами небесными, которые суть: Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы, престолы, господства, начальства, власти и силы". Однако, понятие "Ангелы" включает в себя Архангелов и все остальные силы. Поэтому, поклонившись с Ангелами, мы тем самым уже поклонились и со всеми остальными силами. Следовательно, обоснование, приводимое Н.М.Анфимовым, несостоятельно. Для числа коленопреклонений мы имеем пример Христа, Который молясь пред Своими крестными страданиями не девять раз, а однажды "пал на лице Свое, молился" (Мф.26:39, Марк.14:35, Лук.22:41). В остальных двух случаях не говорится: пал на лице, или преклонил колена, но даже если и преклонял, то только три раза. В приведенных выше примерах из Деяний Апостолов 20:36, и 21:5 сообщается, что Христиане того времени ОДИН раз преклоняли колена при молитве. Так было при мученической смерти Стефана, "который молился и говорил: Господи Иисусе! прими дух мой, и преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил" (Деян.7:59-60).

Из всего сказанного следует, что в молитве, как и во всей жизни Духовных Христиан, главное - не в форме, не в обрядах, не в количестве коленопреклонений, не язык, на котором произносится молитва, не в многословии молитвы, а в тех чувствах, с которыми мы обращаемся к Богу, и с какими чувствами мы относимся к окружающим людям. О главном и сказал Иисус Христос: "настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в ДУХЕ И ИСТИНЕ, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в ДУХЕ И ИСТИНЕ (Иоанн.4:23-24). "Сие надлежало делать, и того не оставлять" (Мф.23:23).

Внешние обряды в молитве, как и вообще всякие обряды, вызывают разделения и споры в среде Молокан. Много споров ведется также и по вопросу молитвы за умерших.

Существуют два убеждения. Одно состоит в том, что необходимо молиться за умерших, во все время до второго пришествия и суда Божия. Другое убеждение состоит в том, что молиться за умерших бесполезно, если не вредно.

В обоснование первого убеждения приводят следующие аргументы. Иаков пишет: "молитесь друг за друга" (Иак.5:16). По словам Христа, Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лук.20:38), поэтому, молясь друг за друга, необходимо молиться и за умерших. "Все мы много согрешаем" (Иак.3:2), и "если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1-е Иоанн.1:8). Так как Бог наш есть Бог "прощающий беззаконие и не вменяющий преступления" (Мих.7:18), необходимо молиться и ходатайствовать пред Богом о прощении грехов умершему до времени суда, после которого уже "никто не возможет спасти погибшего, ни погубить победившего" (3-я Ездры 7:45). Первым "мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника" (1-е Иоанн.2:1), а поэтому и мы, по примеру Христа, должны молиться и ходатайствовать за умерших.

На первый взгляд все рассуждения правильны и основаны на Писании. При более внимательном же рассмотрении обнаруживается, что не учитывается очень важная разница между живым и умершим человеком. У Бога все живы - это истина; но не все "во всей целости" (1-е Фес.5:23). Живой человек находится "во всей целости". Его "дух и душа и тело" составляют одно неразрывное целое. У умершего же человеческий дух "рассеялся как жидкий воздух", дух жизни возвратился к Богу, Который дал его; душа ушла в "хранилище", а тело возвращается в землю, из которой взято. Причем по смерти не все души идут в одно хранилище. В зависимости от того, что душа избрала при жизни в теле, она устремляется в одно из двух хранилищ, между которыми утверждена великая пропасть, как сказал Авраам: "...И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лук.16:26). Раз это так, то молиться о прощении грехов умершему совершенно бесполезно, ибо это равносильно прошению о переводе души из одного хранилища в другое.

Иисус Христос является Ходатаем - это истина. Но Он ходатайствует при одном непременном и обязательном условии: "если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды" (1-е Иоанн.1:9). Исповедовать же грехи может только живой человек: мертвый лишен этой возможности, потому что "в тот день исчезают все помышления его" (Пс.145:4). В Писании не говорится ни об одном человеке, который бы исповедовал грехи свои после смерти. "Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" (Деян.17:30). С этим повелением Бог обращается к живым людям, а не к мертвым.

В доказательство необходимости молитвы за умерших приводятся слова, записанные в 3-й книге Ездры 7:36-41. Рассмотрим все, указанные Ездрой, молитвы.

"Авраам первый молился о Содомлянах" (3-я Ездры 7:36). Прочитав Бытие 18:23-32 нетрудно понять, что Авраам молился о живых Содомлянах, когда Бог только еще шел погубить их, а не за мертвых, когда Бог погубил их.

"Моисей - за отцов, согрешивших в пустыне" (3-я Ездры 7:36). Прочитаем Исход 32:31-32. И здесь, Моисей молился за живых, ибо Бог сказал: "итак иди, веди народ сей" (Исх.32:34). Вести можно только живых, а не мертвых.

"Иисус после него - за Израиля во дни Ахана" (3-я Ездры 7:37). Прочитаем Иисуса Навина 7:7-9. И здесь Иисус Навин молился за живых, а не за тех, которые пали в сражении. Грех сделал один Ахан, а гнев Господень возгорелся на сынов Израиля" (Иис.Нав.7:1). "Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои" (Иис.Нав.7:6). Сыны Израилевы раскаялись, и Бог услышал молитву их.

Подобный случай произошел и с войском Иуды Маккавея (2 Мак.12:27-45). Чтобы "гнев Господень" не возгорелся на всех Иудеев, Иуда и все "обратились в молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех" (2 Мак.12:42). Чтобы Бог не вменил греха остальным Иудеям, и не лишил "уготованной превосходной награды скончавшимся в благочестии". Иуда собрал деньги и послал в Иерусалим, чтобы принести положенную жертву умилостивления. О павших же в сражении нельзя сказать, что они "скончались в благочестии". Они скончались в грехе своем и не раскаялись в нем.

"Самуил и Давид - за погубляемых" (3-я Ездры 7:38). Читая книги 1-я Царств 12:19-23 и 2-я царств 24:17, ясно видим, что в обоих случаях и Самуил, и Давид молились о живых, а не о мертвых.

"Соломон - за тех, которые пришли на освящение" (3-я Ездры 7:38). В этом случае уже само слово "пришли" говорит о том, что Соломон молился о живых, а не о мертвых.

"Илия - за тех, которые приняли дождь" (3-я Ездры 7:39). Мертвому безразлично: засуха ли, дождь ли. Дождь могли принять лишь живые.

"И за мертвеца, чтобы он ожил" (3-я Ездры 7:39). Подобные молитвы совершали: пророк Елисей (4-я Царств 4:32-35) и Иисус Христос (Иоанн.11:41-42). Во всех трех случаях молитвы были направлены не на изменение участи душ умерших, а на возвращение их в тело, покинутое ими. Илия молился: "Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ея?" (3-я Царств 17:20). Из этого видно, что молитва Илии, а равно и Елисея, с просьбой о возвращении души в тело имела целью утешить горе матери. Подобно и Иисус воскресил Лазаря для утешения его сестер (Иоанн.11:38). Но воскрешение Лазаря имело и более высокую цель: "Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы ПОВЕРИЛИ, что Ты послал Меня" (Иоанн.11:41-42). Молитва Иисуса была о народе, стоящем здесь, чтобы поверили, а не о мертвом Лазаре.

"Езекия - за народ во дни Сеннахирима" (3-я Ездры 7:40). Читаем 4-я Царств 19:15-19. Как видим, и здесь молитва была о спасении живых, а не мертвых.

Заканчивая, Ездра говорит: "и многие - за многих. Итак, если тогда, когда усилилось растление, и умножилась неправда, праведные молились за неправедных, то почему же не быть тому и ныне?" (3-я Ездры 40-41). Действительно, не только в Ветхом Завете, но и в Новом, были, есть и будут молитвы "многих за многих". Апостол Иаков советовал молиться за больных (Иак.5:14-16); Апостол Павел молился за Ефесян (Еф.3:14-19) и Коринфян (2 Кор.13:7). Он просил, чтобы верующие в разных церквах молились о нем (Кол.4:3, 1-е Фес.5:25) и за всех святых (Еф.6:18-20). Ап. Павел просил также совершать молитвы за всех человеков, потому что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1-е Тим.2:1-4). Но мертвые не могут "достичь познания истины", так как в день смерти их "исчезают все помышления" (Пс.145:4).

Последним аргументом в пользу молитвы за умерших служат слова: "Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости" (Сирах.7:36). При этом считается, что милостью к умершему является молитва за него. Что же говорит по этому поводу Писание? Когда жители Иависа Галаадского похоронили кости Саула, Давид послал сказать им: "благословенны вы у Господа за то, что ОКАЗАЛИ ЭТУ МИЛОСТЬ господину своему Саулу, помазаннику Господню, и ПОГРЕБЛИ его" (2 Царств 2:5). Итак, милость к умершему была в ПОГРЕБЕНИИ его. Такую же милость творил и Товит (Тов.14:2), который, "если кого из племени (своего) видел УМЕРШИМ и выброшенным за стену Ниневии, ПОГРЕБАЛ ЕГО" (Тов.1:16-18). Об этой же милости говорится и в 3-й книге Ездры: "мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу, и Я дам тебе первое место в Моем воскресении" (3-я Ездры 2:20-23). И еще: "Сын мой! над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач, ПРИЛИЧНО ОБЛЕКИ тело его и НЕ ПРЕНЕБРЕГИ ПОГРЕБЕНИЕМ его" (Сир.38:16).

Самую большую милость к умершему Иосифу оказали Израильтяне, когда после его смерти "набальзамировали его и положили в ковчег" (Быт.50:26). По прошествии 359 лет после смерти Иосифа при выходе из Египта, "взял Моисей с собою кости Иосифа" (Исх.13:19), и сорок лет носили их Израильтяне по пустыне, пока не пришли в землю обетованную. Тогда "кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет, и которое досталось в удел сынам Иосифовым" (Иис.Нав.24:32).

Итак, ясно, что милость к умершему заключается в том, чтобы ОПЛАКАТЬ его, ПРИЛИЧНО ОБЛЕЧЬ тело его и НЕ ПРЕНЕБРЕЧЬ ПОГРЕБЕНИЕМ его. Это было в Ветхом Завете, это осталось и в Новом Завете. "Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем (Деян.8:2). А о том, что молитва за мертвого или за живого является милостью, в Писании ничего не сказано.

Чтобы развеять всякую надежду на то, что живые молитвами могут облегчить участь умерших, Христос дает пример богача и Лазаря. (Лук.16:19-31) и показывает, что после смерти переменить место нахождения души невозможно.

Итак, дорогой читатель, пока есть время услышь призыв Христа. "Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения" (Сирах.5:8-9).

П.А.Петров.
г.Воронеж. Март 1995г.

[Главная страница][Оглавление]