[Главная страница][Оглавление]

Почему Бог допускает

страдания

(Литературный синтез. Для семейного чтения)

Мы никогда не должны забывать, что Бог сотворил человека, сотворил его совершенным. Человек не был создан как исчадие зла. Однако он, как человеческое существо, был наделен способностью подчиняться или не подчиняться Богу. Если бы человек подчинился Богу, проблемы зла и страданий никогда не возникло. Он жил бы вечно в общении с Богом, наслаждаясь этим общением и всем Божьим творением. Именно такую судьбу предназначал человеку Бог, когда создавал его. Однако первый человек возмутился против Бога, и каждый из нас принял это возмущение за должное. "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12). Мы никогда не должны забывать, что за грех ответственен человек, а не Бог.

Но многие спрашивают: "Почему Бог не создал человека таким, чтобы он был не способен грешить?" Безусловно, Он мог создать такого человека. Но не забывайте: если бы Он это сделал, мы бы перестали быть человеческими существами, а стали бы машинами. Понравилась бы вам быть мужем говорящей куклы? Каждое утро и каждый вечер вы бы дергали шнурок и получали в ответ прекрасные слова: "Я люблю тебя". Между вами никогда не возникало бы конфликтов, никогда бы не было сказано или сделано такого, что могло бы вас опечалить! Но в таком браке не было бы также и любви. Бог мог бы сделать нас послушными, как роботов, но тогда мы перестали бы быть людьми. Бог, очевидно, считал, что риск создать нас такими, какие мы есть, стоил того. В любом случае, Он это сделал, и мы вынуждены принимать действительность такой, какая она есть.

Если бы Бог решил искоренить зло сегодня, Он довел бы это дело до совершенства. Он покончил бы с нашими обманами, личными пороками, нашим недостатком любви и неумением делать добро. Предположим, Бог издал бы декрет, что сегодня, в полночь, все зло будет удалено из Вселенной: кто бы из нас уцелел здесь после полуночи?

Можно сказать, что страдание есть результат свободы. Бог дал человеку определенную степень свободы. Если бы человек был подобен роботу, автомату, то Господь мог бы в любой ситуации повести его по правильному пути. Но Бог дал человеку свободу выбора: любить Его и повиноваться Ему или восстать против Бога. Когда человек восстает против Бога, то он мучает самого себя и своих ближних.

Размышляя о страдании, нужно также помнить, что Бог установил определенные естественные законы, которые управляют Вселенной. Если бы не существовало, например, закона тяготения, то мы плавали бы в пространстве. Но этот же закон является причиной страданий и смерти людей, упавших с высоты.

Благодаря ураганам земля освобождается от избытка тепла и энергии. Теплые ветры южных широт, двигаясь к северу, охлаждаются. Но случается, что при этом они образуют разрушительные вихри. (Эти вихри поднимают высокие волны в океане.) Не ураган сам по себе является причиной страданий, а люди, которые забывают об опасности, - ураган "наказывает" их.

В высокой заболеваемости тоже повинны сами люди. Болезни являются результатом глубоко укорененного ожесточения или неконтролируемого стресса. Если человек отказывается простить или, наоборот, испытывает на себе враждебность и злобу окружающих, то это часто ведет к заболеванию.

Многие болезни проистекают от неправильного питания. Люди едят не то, что следует. Бог дает нам натуральный сахар, но мы его отбеливаем. Мы едим сдобный белый хлеб, тогда как для нас полезнее хлеб грубого помола. Бог дает натуральные плоды с клетчаткой, но мы ее удаляем, а сами плоды варим. То же самое мы делаем с апельсинами, из которых выжимаем сок, а полезные волокна и кожу выбрасываем. Мы чистим картошку и едим только то, что содержится внутри т.е. мы выбрасываем то, что Бог дал нам для сохранения здоровья.

Мы сами делаем себя больными, предаваясь таким вещам, как курение, алкоголь и наркотики. В автомобильных катастрофах в нашей стране ежегодно погибают 56 тысяч человек, а половина этих катастроф происходит из-за нетрезвого состояния водителей.

Даже технологический уровень нашего общества является причиной наших страданий. Если бы не было бы автомобилей, не было бы смертей и увечий на дорогах. Наш воздух не загрязнялся бы дымом заводов и выхлопными газами автомобилей. Это плата за наш уровень цивилизации. Наш образ жизни в современном мире во многом вредит здоровью.

Некоторые не видят разницы между страданием, которое вызвано злом, и испытаниями, которые приходится претерпевать, чтобы приобрести духовный опыт. Подобные испытания неизбежно сопутствуют переходу от одного уровня достижений к другому, более высокому.

При размышлениях о боли и страданиях, будь они физические или душевные, следует не выпускать из виду еще одно очень важное соображение. ,Он не далекий, холодный, недоступный властелин, безразличный к Своему народу и его страданиям. Он не только знает о наших страданиях - Он их чувствует. Мы не испытываем боли и страданий, которые не прошли бы сначала через сердце Бога. Как бы мучительно мы не страдали, нам всегда полезно помнить, что Сам Бог - великий страдалец. Утешением служат слова пророка Исаии, предсказывающего страдания Христа: "Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни..." (Ис. 53, 3). Автор послания к Евреям напоминает нам: "Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр. 2. 18). И там же далее: "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр. 4, 15).

Почему Бог допускает все это? Этот вопрос заставляет нас вернуться к утверждению, что Бог сотворил человека как свободное существо - вплоть до возможности уничтожать Божьи создания. Бог посылал пророков, проповедников и других святых людей, чтобы предупредить нас, вернуть с неправильного пути, но этих людей, как правило, не слушали. Не слушали четыре тысячи лет назад, не слушают и сегодня.

Верно, что праведники часто страдают, и так будет всегда, пока мы живем в мире, который лежит во зле. Если кто-то выступает против зла, то тем самым он вовлекается в борьбу, а борьба неизбежно причиняет боль и страдания. Иисус сказал: "Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15, 20).

Иисус Христос был единственным абсолютно совершенным человеком на земле, и люди убили Его. Почему? Потому что Он вступил в соприкосновение со злом и пытался воздействовать на него. Иоанн Креститель был обезглавлен, потому что он говорил людям, что они нарушают Божьи законы (Мк. 6, 25-28). Так было во все времена, и тех, кто был Божьим посланником, часто изгоняли и мучили люди, которых они хотели предостеречь. Этот род страданий, по-видимому, неизбежен, пока мы живем в мире суеверий, ненависти и невежества.

Те, кто страдает, должны помнить, что нет воли Божьей ни на чьи страдания.

Они должны помнить также, что Бог вмешивается в жизнь тех, кто усердно ищет Его. Тысячи людей могут свидетельствовать о таком вмешательстве и облегчения боли, однако оно зависит от доверия и близости к Богу.

В Своей безграничной мудрости Бог знает, что иногда определенные результаты в отношении нашего характера могут быть достигнуты только через страдания. Оградить нас от этих страданий - означало бы лишить нас более высокого добра. Петр намекает на это, когда говорит: "Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми" (1 Петр. 5, 10).

Бог особенным образом разрешил проблему зла. Его план носил драматический характер, требовал высокой цены, но был наиболее действенен: Он послал Своего Сына умереть за грехи людей. Теперь человек может избежать неотвратимого Божьего суда над грехом и злом. Он может порвать с закрепощающей властью греха, вступив личные отношения с Господом Иисусом Христом. Решение проблемы зла на личном уровне заключается в жертвенной смерти Иисуса Христа.

От нашей реакции на страдания зависит, принесет ли оно благословение или причинит нам вред. От одного и того же солнца масло тает, а глина затвердевает.

Когда, с Божьей помощью, мы сумеем увидеть всю жизнь через призму веры в Божью любовь, мы подтвердим вместе с пророком Аввакумом: "Хотя не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - то и тогда я буду радоваться о Боге спасения моего: " (Авв. 3, 17-18).

Одна из глубочайших истин всего Писания заключается в том, что Божьему суду всегда предшествует предостережение. На протяжении всего Ветхого Завета мы видим повторяющиеся увещевания Бога и Его предостережения о суде. Только после того, как эти предостережения упорно игнорируются и отвергаются, приходит суд. Прекрасным примером этому служат слова Самого Бога: "... не хочу смерти грешника... Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших: для чего умирать вам, дом Израилев?" (Иез. 33, 11).

Та же тема продолжается и в Новом Завете. Невозможно представить иной, трогающий сердце пример Божьей любви, чем любовь Иисуса, рыдающего над Иерусалимом: "Иерусалим, Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Матф. 23, 37).

Всякое страдание временно. Оно пройдет, когда Сам Иисус вернется на землю. В Откровении 21, 4 читаем: "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет: ибо древнее прошло".

Перепечатано из учебной программы "Неделька" №2 1996 год.

[Главная страница][Оглавление]

государственный аукционист программа . ttmoscow станок смж . грузоперевозки по самаре