[Главная страница][Оглавление]

Василий Федорович Саяпин.


ЗНАЧЕНИЕ ИОАННОВА КРЕЩЕНИЯ

Слово "крестить" означает погружать. Иудеи, тщательно соблюдавшие чистоту. Видели в нем прежде всего омовение. У Евангелиста Марка сказано: "фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук; и пришедши с торга, не едят не омывшись" (Марк. 7.3-4). Еще пример: "Фарисей же удивился, увидев, что Он (Христос) не умыл рук перед обедом" (Лук. 11.38). В приведенных словах это предание названо просто омовением. При заключении завета с народом Израильским Господь дает ему повеление: "Пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои...". И далее: "и сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою" (Исход 19.10,14). Здесь омовение названо также освящением.

Конечно, Господь ждал от народа Своего прежде всего духовной чистоты. Омовение тела и одежды служило для соблюдения чистоты телесной, но кроме того, оно должно было напоминать о необходимости духовного очищения. Читаем у Исаии: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро"... (Исаия 1.16,17). А Апостол Павел в послании к Евреям пишет: "Ибо, если кровь тельцов и козлов и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" (Евр. 9.13-14).

Приведем еще один пример из Первой книги Царств: "И сделал Самуил так, как сказал ему Господь, Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой? И отвечал он: мирен, для жертвоприношения Господу пришел я; освятитесь и идите со мною к жертвоприношению. И освятил Иессея и сыновей его и пригласил их к жертве" (1 Царств 16.4-5). Как видим, здесь общее омовение было приготовлением к жертве. Ветхозаветные священники должны были перед служением омывать руки и ноги свои, таково было повеление Господа (Исход 40.30-32). Впоследствии царь Соломон сделал литое медное море (бассейн), в котором священники совершали омовение пред тем, как приступить к служению в храме (2 Пар. 4.2-6).

То, что водное крещение есть ветхозаветный обряд очищения, подтверждается следующим. "Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит. и все идут к Нему" (Иоанн. 3.25-26). "Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Ои больше приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, - хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, - то оставил Иудею и пошел опять в Галилею" (Иоанн. 4.1-3). Здесь Евангелист называет крещением и очищением одно действие.

Иоанн при совершении крещения требовал от народа, чтобы каждый, приходящий креститься, исповедовал свои грехи. Исповедание грехов не было нововведением Иоанна, ибо и в законе мы читаем: "пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали..." (Числа 5.7).

Следовательно, Иоанново крещение есть ни что иное, как омовение, предусмотренное законом Ветхого Завета. Оно не было чем-то новым для Иудеев. Однако мы здесь должны заметить, что не все одинаково понимали заповеди Ветхого Завета, в том числе омовение. Фарисеи, усматривая в законе лишь обрядности, они не желали исполнять ничего, кроме формы. "Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к Нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния" (Матф. 3.7-8).

Не придавая значения духовному очищению, фарисеи и саддукеи, тем не менее, придавали большое значение омовению. Это видно из приведенного выше примера. Когда один из фарисеев пригласил Иисуса на обед, он был очень удивлен, увидев, что Иисус не умыл рук перед обедом (Марк. 7. 2, Лук. 11.37-38). Видно это и по отношению фарисеев и саддукеев к крещению Иоанна. "И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; и они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Иоанн. 1.19-34). Приведенные слова подтверждают то, что фарисеи и саддукеи придавали большое значение водному крещению и считали, что миссию крестить народ в воде может выполнять только Христос, или Илья, или пророк. На это Иоанн ответил, что его миссия крещения в воде заключалась в том, чтобы, во-первых, приготовить народ к встрече Господа (Матф.3.3, Марк. 1.3, Лук. 3.4, Лук. 7.27, Иоанн. 1.23), и, во-вторых, чтобы Иисус Христос явлен был Израилю (Иоанн. 1.33). Являя Христа, Иоанн засвидетельствовал о Нем как о Мессии, крестящем новым совершенным крещением - крещением Духом Святым. Поэтому мы не можем согласиться с теми, кто утверждает, что Христос крестился в воде, чтобы дать нам пример, ибо само Евангелие говорит об истинном значении крещения Иоанна и крещения Иисуса Христа. Приняв крещение от Иоанна и исполнив правду всех законов Ветхого Завета, Христос уверовавших в Него крестит Духом Святым, Сам совершая их омовение, очищение и освящение.

[Главная страница][Оглавление]

Дешего купите дипломы . лечение варикоза ног . детская пластическая хирургия
[AD]
[AD]