[Главная страница][Оглавление]

Из книги П.А.Петрова "Вероучение Духовных Христиан".


Глава 4.

ЗАКОН.

Бог, поселив созданного человека в саду Едемском (Быт. 2.15), дал ему закон, состоящий из одной заповеди: "и заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него" (Быт. 2.16-17). При этом Адам был предупрежден о том, что случится, если он нарушит заповедь: "ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2.17). Но Адам еще не умел различать добро и зло, он был как младенец и не разумел "отвергать худое и избирать доброе" (Исаия 7.15). Поэтому он не устоял перед искушением дьявола и приобрел вместо нетления и образа вечного бытия Божия (Прем. Сол. 2.23) тело смертное (3 Ездры 3.53), подверженное постоянному тлению, и в конечном итоге - смерти. "И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят" (Быт. 3.23).

Человек, вкусив запрещенного плода и нарушив заповедь, познал зло. Но Бог не оставил его без познания добра. "О, человек! Сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (Мих. 6.8). Таким образом, человек получил свободу выбирать добро и зло.

Из людей, живших до потопа, добро выбрали два человека: Енох, который "ходил пред Богом" (Быт. 5.24), и Ной, который "был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом" (Быт. 6.9). Остальные люди избрали путь зла: "Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны" (1 Иоанн. 3. 12). Зло в сердцах людей, избравших путь зла возрастало стремительно. За убийство Каина было отмщение всемеро (Быт. 4.15), а уже за Ламеха, седьмого от Адама, в семьдесят раз всемеро (Быт. 4.24). Бог положил конец этому бурному возрастанию зла, и "тогдашний мир был потоплен водою" (2 Петра 3.6).

Однако зародыш зла сохранился в семени Хама, сына Ноя, и после потопа человечество пошло до двум путям: потомки Сима - путем добра, а потомки Хама - путем зла.

Из потомков Сима Бог избрал Себе Авраама и заключил с ним завет, сказав ему: "Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен" (Быт. 17.1). В этот раз Бог вместо наказания за несоблюдение завета обещает награду, если Авраам сохранит условие завета: "ходи предо Мною и будь непорочен". "...Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя... и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь" (Быт. 17.6-8).

Авраам сохранил завет с Богом. "Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и по шел, не зная, куда идет" (Евр. 11.8), "так что он стал отцом всех верующих" (Рим. 4.11).

Бог также выполнил Свое обещание и размножил потомков Авраама так, что Египтяне стали опасаться их. "И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался" (Исход 1.8-10). Египтяне стали всячески притеснять потомков Авраама. Но те, унаследовав от Авраама веру в Живого Бога, воззвали к Нему. "И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед" (Исход 3. 7-8).

После того, как Бог вывел народ Израильский из Египта, Он заключил с ним Завет (Второз. 4.13) на горе Синае и дал ему закон (Второз. 4.1), состоящий из заповедей (Второз. 4.2), уставов (Второз.4.45), постановлений (Второз. 4.1) и повелений (Второз. 1.18). К этому добавляются еще определения (Второз. 17.11) священников по различным случаям жизни народа Израильского. "Закон дан чрез Моисея" (Иоанн. 1.17), но различные дополнения к нему давались чрез пророков. Например, Иисус Христос указывал книжникам и фарисеям на то, что они "оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру" (Матф. 23.23). Это важнейшее в законе было провозглашено через пророка Осию: "Посему Я поражал чрез пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении" (Осии 6.5-6).

За нарушение первого закона, данного Адаму, следовало нака зание - смерть; исполнение второго завета Авраамом поощрялось наградой. Теперь за нарушение завета определялось проклятие, а за исполнение - награда. "Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя" (Второз. 28.15). "Если ты, когда перейдете за Иордан в землю, которую Господь Бог ваш дает вам, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа Бога твоего" (Второз. 28.1-2). "Если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая и исполняя все заповеди Его и постановления Его и законы Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душою твоею. Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по всем путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибните и не пребудете долго на земле, которую Господь Бог дает тебе, для овладения которою ты переходишь Иордан. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Второз. 30.10-19).

Итак, жизнь и добро поощряли исполнение закона, а смерть и зло предостерегали от нарушения его. Закон не разделялся на составные части такие как: моральный, церемониальный и гражданский законы, но представлял собой единое целое и рассматривался как единое целое. Об этом свидетельствует завещание Давида своему сыну и преемнику царского престола Соломону: "...будь тверд и будь мужествен. И храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом" (3 Царств 2.2-3). Об этом же свидетельствует и одинаковость наказания за нарушение любой составляющей части закона. Например, праздник Пасхи совершался по всем уставам, постановлениям и обрядам (Числ. 9.3,12). Но кто "не совершит Пасхи, истребится душа та из народа своего" (Числ. 9.13). Таково было наказание и за другие нарушения. "Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собирающего дрова в день субботы... И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер" (Числ. 15.32-36). "Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти" (Левит. 24.17). Из приведенных слов видно, что за нарушение заповеди, устава, обряда или постановления наказание одно - смерть.

Некоторые разделяют закон на две части: одна, что было написано на скрижалях, другая, что - в книгах. Но Иисус Христос не делал такого различия, наоборот. Он объединил то и другое. В беседе с книжниками и фарисеями Иисус Христос говорил: "Ибо Бог заповедал: "почитай отца и мать"; и: "злословящий отца или мать смертью да умрет" (Матф. 15.4). Первое было написано на скрижалях (Исход 20.12), а второе - в книге Левит 20.9, таким образом, Христос объединил то, что было написано на скрижалях с написанным в книге.

Итак, Завет, заключенный Богом с народом Израильским, включал в себя весь закон с заповедями, постановлениями, уставами, повелениями, определениями и обрядами. Однако, закон Ветхого Завета все же разделялся на две части: "наибольшую заповедь" (Матф. 22.36-38) и "малейшие заповеди" (Матф. 5.19). О наибольшей заповеди Моисей написал: "Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его" (Второз. 30.11-14). О ней псалмопевец Давид сказал: "Заповедь Господа светла, просвещает очи" (Пс. 18.9). И еще: "я видел предел всякого совершенства; но Твоя заповедь безмерно обширна" (Пс. 118,96). О ней говорится и в беседе законника с Иисусом: "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя" (Лук. 10.25-27). Следует заметить, что заповедь эта написана не на скрижалях, а в книгах, и разделена на две части: "люби Господа, Бога твоего" (Второз. 6.5), и "люби ближнего твоего" (Левит 19.18). Эти две части записаны даже в разных книгах, но при этом составляют одну заповедь. О ней Апостол Иоанн писал: "Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала: заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала" (1 Иоанн. 2.7). Эту заповедь можно назвать заповедью любви к Богу и человекам. Она представляла собой закон, о котором сказано: "закон Господа совершен, укрепляет душу" (Пс. 18.8). Этот закон вместе с заповедью, его составляющей, является древним законом, который, по словам Иоанна, "вы имели от начала". По этому закону жили все праведники от Авеля до Моисея и от Моисея до Иисуса Христа - все, кто составлял "церковь первенцев" (Евр. 12.23).

Любовь есть чувство, живущее в сердце (Второз. 30.14). Это не то, что можно написать в книге или на скрижалях. В части любви к Богу она была основой завета Бога с Адамом. В полном объеме она являлась основой завета Бога с Авраамом. На ней же, по словам Иисуса Христа, "утверждается весь закон и пророки" (Матф. 22.40). Она составляет "закон совершенный, закон свободы" (Иак. 1.25).

"Малейшие заповеди" "по причине их немощи" (Евр. 7.18) составляют закон, который "ничего не довел до совершенства" (Евр. 7.19), потому что "закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними" (Евр. 10.1). Неспособность закона сделать человека совершенным обусловила недостаток Ветхого Завета. "Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому" (Евр. 8.7)

Первым недостатком завета являлось противоречие между заповедями и наказаниями за нарушение какой-либо части закона. Так, заповедь гласила: "не убивай" (Исх. 20.13), в то же время "кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти" (Лев. 24. 17). Смерть предусматривалась не только как возмездие за убийство, но смертью наказывался всякий, нарушивший какую-либо заповедь, устав или повеление. Умереть должен был, если не сам человек, то животное, приносимое в жертву за грех. Таким образом, заповедь "не убивай" нарушалась постоянно, ибо в законе предусматривалось "возмездие за грех - смерть" (Рим. 6.23).

С указанным недостатком неразрывно связан второй недостаток: зло искоренялось страхом смерти. "Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь Бог твой дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, ... то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти" (Второз. 17.2,5). "И прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя" (Второз. 19.20).

Ветхий Завет не изменял природу человека, а лишь страхом смерти удерживал его от зла. Страх лишь ограничивал действие зла, но не уничтожал его, потому что человеческая плоть стремилась ко злу и надеялась, что совершив зло тайно, избежит наказания. Поэтому "закон, ослабленный плотью, был бессилен" (Рим. 8.3) и "ничего не довел до совершенства" (Евр. 7.19). Посредством закона человек не делается совершенным, способным к добру. Посему Иисус Христос после нескольких веков действия законов Ветхого Завета сказал фарисеям: "Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста" (Матф. 12.34).

Третьим недостатком Завета было то, что при всей многочисленности заповедей, уставов, постановлений и определений он не мог охватить всего разнообразия случаев человеческой жизни. "Не убивай", но "ненавидь врага твоего" (Матф. 5.43). "Не прелюбодействуй, но многоженство только ограничивалось (Второз. 17.17). Царь Давид имел восемь жен, кроме того, у него были наложницы, а в грех ему вменена только связь с Вирсавией, да и то после смерти Урии, мужа Вирсавии, она стала законной женой Давида, и он имел от нее четырех сыновей (1 Пар. 3.1-9). От вина должны были воздерживаться только те, кто решился дать обет назорейства" (Числ. 6.2-3).

И, наконец, четвертым недостатком Ветхого Завета было то, что он воздвигал преграду (Ефес. 2.14) между народом Израильским и язычниками. "Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь" (Исход 34.12), - предупреждал закон. "Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки" (Второз. 23.3). "Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки" (Второз. 23.6). "Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; дети, которые у них родятся в третьем поколении, могут войти в общество Господне" (Второз. 23.7-8). "Вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее" (Исход 12.43). "Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господню, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее, и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее" (Исход 12.48).

Из приведенных повелений Ветхого Завета видно, насколько крепкой была эта преграда. С другой стороны, все это указывает на то, что Ветхий Завет был заключен только с народом Израильским, которого Бог вывел "из земли Египетской, из дома рабства" (Исход 20.2). Остальные народы и племена предал "Бог в похотях сердец их нечистоте" (Рим. 1.24). Вход за установленную преграду даже братскому народу разрешался только в третьем поколении. Вследствие всех этих недостатков появилась нужда "искать места другому" (Евр. 8.7) завету. Нужда эта появилась тогда, когда пришла полнота времени (Галат. 4.4), когда Ветхий Завет выполнили свое назначение детоводителя ко Христу (Галат. 3.24). Назначение детоводителя заключалось в том, чтобы до наступления полноты времени водить человечество, находящееся в "детском возрасте", сделать его способным "разуметь отвергать худое и избирать доброе" (Исаия 7.15), "ибо законом познается грех" (Рим. 3.20).

Влияние закона, как детоводителя, было не только на народ Израильский, но и на окружающие языческие племена, ибо в их законах частично отражались положения закона Ветхого Завета. Поэтому, когда пришла полнота времени. Мессию ожидали не только Иудеи и Израильтяне, но и Еллины. Об этом Евангелист Иоанн повествует так: "Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины; они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря, господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому (Иоанн. 12.20-23). Пришел час замены заветов, законов и заповедей, основанных на страхе и поэтому "рождающих в рабство", (Галат. 4.24) "законом совершенным, законом свободы" (Иаков. 1.25). Этот закон свободы был совершенным, потому что имел совершенную заповедь: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоанн. 13.34). "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоанн. 15.13). Заповедь эта действительно была совершеннейшая, потому что "любовь... есть совокупность совершенства" (Колос. 3.14). Эту заповедь первым выполнил Сам Господь Иисус Христос, ибо Он умер на кресте, отдав жизнь Свою за друзей Своих, за всех нас, грешных.

Апостол Павел дает следующий далеко не полный перечень совершенных качеств любви: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает" (1 Кор. 13.4-8). Чувство любви несовместимо с чувствами зависти, гордости, зла, раздражения, подозрения и неверия. Из всех человеческих чувств наивысшим является чувство любви матери к своему ребенку, так что Бог сравнивает с ней Свою любовь: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя" (Исаия 49.15). Бог не забыл ни одного народа, ни одного племени, ни одного языка, ни одного человека на земле. "Когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (Гал. 4.4-5). "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1 Иоанн. 3.1). "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанн. 3.16). Как дети отвечают любовью на любовь своих родителей, так дети Отца Небесного отвечают своей любовью на любовь Бога. А "всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него" (1 Иоанн.5.1). "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанн. 13.34). Так замыкается круг взаимной любви Бога к человеку, человека к Богу и к другим людям, творениям Божьим.

Иисус Христос со дня Своего рождения до вознесения исполнял волю Отца Небесного. "Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой", - восклицал псалмопевец, пророчески возвещая об Иисусе Христе (Пс. 39.9). "Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все", - в этом была воля Божья, и Ветхий Завет не мог быть заменен Новым, пока не исполнилось все, что было в нем. Поэтому Иисус Христос говорит: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Матф.5.17). Когда же исполнилось все, начиная с обрезания и кончая крестной смертью, Иисус перед последним вздохом Своим сказал: "совершилось!" (Иоанн. 19.30). Совершилось исполнение закона, ни одна йота, ни одна черта не остались неисполненными, и потому можно было произвести замену закона.

Моисей, заключая с народом Израильским Ветхий Завет, "взял ... крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сиих" (Исход 24.8). То была кровь тельцов (Исход 24.5). По закону Моисееву "приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями и различными омовениями, и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления" (Евр. 9.9-12). Если первый завет был утвержден окроплением народа кровью тельцов и приношением жертв далеких от совершенного очищения и искупления, то Иисус Христос, заключая Новый Завет, окропил его Своей Кровью. Об этом, указывая на прообразное значение чаши с вином на вечере. Он сказал: "сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Матф. 26. 28). Пролив Свою Кровь на Голгофском кресте, Иисус Христос совершил утверждение Нового Завета, включающего в себя Новый Закон, закон совершенный, укрепляющий душу (Пс. 18.8), состоящий из одной совершенной заповеди, которая сама светла и просвещает очи (Пс.18.9), заповеди любви, которая одна заменяет собой весь закон Моисеев. "Ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого" и все другие заключаются в сем слове: "люби ближнего своего, как самого себя" (Рим. 13.9-10). Утвердив Новый Завет, Иисус Христос сделался Первосвященником будущих благ, ибо Он пришел с "большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровию козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление" (Евр. 9.11-12).

Заповедь любви включает в себя все заповеди закона Моисеева, но коль скоро это так, не восприняла ли она все их недостатки, о которых говорилось выше? Для ответа на этот вопрос снова по порядку вернемся к недостаткам Ветхого Завета.

Первый недостаток - противоречие между заповедями и наказанием снимается тем, что теперь нет самих заповедей, а наказание и суд передается от людей в руки Истинного Судьи всех - Богу. Людям же Иисус Христос сказал: "не судите, да не судимы будете" (Матф. 7.1). Вместо заповеди "не убивай" утверждено "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Вместо "не прелюбодействуй" - "а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Матф. 5.27-28). Подобное можно сказать и о других заповедях.

Второй недостаток (зло искоренялось страхом смерти) устраняется тем, что "закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8.2). Да и сама любовь избавляет от страха: "любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх" (1 Иоанн, 4.17-18).

Любовь есть чувство, которое поселяется в сердце человека, изменяя его характер, все его существо. А вселяет ее в сердце Сам Бог, ибо "мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Иоанн. 4.16). "Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: "вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Все- держитель" (2 Кор. 6. 16-18). Таким образом, руководимый Богом человек всегда, во всех случаях жизни может поступать так, как это угодно Богу. Этим устраняется третий недостаток, заключающийся в том, что закон не мог охватить все стороны человеческой жизни.

Последний недостаток (установление преграды) устранен Иисусом Христом на Голгофском кресте, как пишет об этом Ап. Павел: "А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем" (Ефес. 2.13-16).

Замена Ветхого Завета Новым не могла произойти мгновенно. Ветхий Завет в течение многих веков глубоко укоренил страх в сознании людей. Когда Иисус Христос был взят под стражу, страх заставил учеников Его оставить своего Учителя и бежать (Матф. 26.56). Под воздействием страха Петр трижды отрекся от Иисуса (Матф. 26.69- 75). Страх действовал на учеников и после воскресения Христа. "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев..." (Иоанн. 20.19). Страх у учеников прошел тогда, когда в день Пятидесятницы не них сошел Дух Святой. Тогда тот же Петр, который отрекся от Христа, "став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил" (Деян. 2.14), возвещая об Иисусе Христе пред всем народом, первосвященниками, старейшинами и начальниками народа, пред фарисеями, книжниками и саддукеями: "Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его" (Деян. 2.23-24).

Однако процесс замены Ветхого Завета Новым не закончился сошествием Духа Святого на учеников. Последний ветхозаветный пророк Иоанн Креститель так определил процесс замены заветов: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Иоанн. 3.30). Эта формула указывает на постепенный, долговременный процесс замены в зависимости от роста сознания людей и их разумения "Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа" (Евр. 3.1). Краткие сведения о жизни Церкви, которые даются в книге Деяния Апостолов, подтверждают постепенность замены заветов. В пятнадцатой главе Деяний Апостолов повествуется: "Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись" (Деян. 15.1). "Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев (Деян. 15.5). Апостол Павел писал к Галатам: "Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа" (Гал. 5.2). И далее: "Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати" (Гал. 5.4). В то же время, сам Павел, когда пожелал взять с собой Тимофея, "обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин" (Деян. 16.3). Пресвитеры Иерусалимской церкви, когда Ап. Павел пришел в Иерусалим, говорили ему: "Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они - ревнители закона" (Деян.21.20). Затем они посоветовали Павлу участвовать в обряде назорейства, что он и сделал (Деян.21.20-27).

"Судя по времени, - ибо прошло около двух тысяч лет, - вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища" (Евр. 5.12). Слова, сказанные Павлом современникам, актуальны до настоящего времени. Упорство Иудействующих Христиан настолько велико, что доныне они либо пытаются соблюдать весь закон Моисеев, либо держатся отдельных, предписанных им постановлений и обрядов. Одним из них (например, субботе) пытаются придать статус не отмененных постановлений Ветхого Завета, другим (крещению, причастию), статус вновь утвержденных заповедей Нового Завета. В любом случае яства и пития, и различные омовения, и обряды, относящиеся до плоти, которые были установлены только до времени исправления (Евр.9.10), с удивительным упорством продолжают исполняться многими Христианами. Мало того, они не только сами продолжают соблюдать постановления Ветхого Завета, но подобно иудействующим Христианам апостольских времен принуждают соблюдать и других, воздвигая различные преграды между верующими, разрушая единство веры. В настоящее время имеется такое количество различных, подчас, враждующих между собой течений Христианства, что человеку трудно разобраться, где истина. Ибо приверженцы каждого течения утверждают: "Только у нас истина, только у нас спасение, только у нас правильная вера, только мы - истинные поклонники". Однако, Сам Христос в беседе с Самарянкой определил истинных поклонников. Женщина из-за споров Израильтян с Иудеями не могла определить, где же правильное поклонение Богу? Увидев, что перед ней не простой человек, а пророк, она спросила: "Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Иоанн. 4.20-24).

Во время плена вавилонского Израиль смешался с язычниками (4 Царств 17.24-31), поэтому они наряду с тем, что чтили Господа, "сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у "их в капищах высот. Господа они чтили, и богам своим они служи ли по обычаю народов, из которых выселили их" (4 Царств 17.32-33). Такое положение сохранилось до пришествия Христа. Жители Самарии служили Господу на высотах, на той горе, о которой говорила женщина. В этом служении обряды закона Моисеева были смешаны с обрядами языческими, поэтому Иисус и говорит: "вы не знаете, чему кланяетесь".

Иудеи знали, чему кланялись. Они поклонялись и приносили Богу жертвы в Иерусалимском храме по обрядам и временам, установленным законом Моисея, законам Ветхого Завета. Но настало время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе любви и истины, ибо Бог есть любовь (1 Иоанн. 4.8). Это поклонение не на горах или высотах, не в Иерусалиме, не в определенные времена, но на всяком месте, во всякое время. Это поклонение не по заповедям, уставам, повелениям, постановлениям, определениям и обрядам Ветхого Завета, но по заповеди Нового Завета, по закону совершенному, который написан не на скрижалях каменных, не смертоносными буквами (2 Кор. 3.7), а на плотяных сердцах, данных Богом (Иезек. 11.19).

Итак, "конец закона - Христос" (Рим. 10.4). Христос после Своего воскресения не умирает. Он живет, и Его Новый Завет возрастает в сознании людей. Он будет возрастать до тех пор, пока "все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Ефес. 4.13).

[Главная страница][Оглавление]

затирочные машины
[AD]
[AD]