[Главная страница][Оглавление]

Из книги П.А. Петрова "Вероучение Духовных Христииан".


Глава 5.

Первый или седьмой день?

Итак, если Ветхий Завет заменен Новым, то и прежний закон со всеми его заповедями, заменен новым законом и новой заповедью. Поэтому, казалось бы, нет нужды говорить о каждой заповеди отдельно. Однако есть немало людей, именующих себя христианами, которые считают, что "четвертая заповедь - единственная из всех десяти, в которой названы имя и титул Законодателя. Только она указывает на власть Того, Кто дал закон. Таким образом, она представляет собой печать Божию, которой подтверждается истинность и непреложность Его закона" (Е. Уайт, "Патриархи и пророки" стр. 307). Поэтому необходимо более подробно рассмотреть вопрос замены четвертой заповеди.

"Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо я землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исход 20.8-11). Так записана четвертая заповедь в книге Исход. Несколько иначе она записана в книге Второзаконие: "Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя и осел твой, как и ты; и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний и свято хранить его" (Второзак.5.12-15).

Десять заповедей, изложенные в книге Исход, были даны на горе Синае в начале странствования Израиля. Эти же заповеди в книге Второзаконие были записаны после сорока лет странствования Израиля по пустыне. Если сравнить их, то обнаружим, что девять заповедей повторяются почти дословно, или с незначительной перестановкой слов и несущественными добавлениями. Совсем другое положение с четвертой заповедью, в которой коренным образом изменена формулировка причины установления заповеди.

Когда народ Израильский ходил по пустыни. Бог Сам обеспечивал их всем необходимым. "Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей; хлеба вы не ели..." (Второз.29.5-6). "И в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили, до пришествия вашего на сие место" (Второз.1.31). "Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе" (Исход 19.4). "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их. Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли" (Неем.9.20-21). Таким образом, из всяких дел, обеспеченному Богом израильтянину оставалось только: идти по пустыне, поить скот и семейство, приготавливать пищу себе и детям. Время, когда нужно было идти, определялось Богом: "По повелению Господню отправлялись сыны Израилевы в путь, и по повелению Господню останавливались: во все то время, когда облако стояло над скиниею, и они стояли" (Числ.9.18). Это было тоже в руке Божьей.

Напоить скот считалось, по-видимому, таким незначительным делом, что не считалось нарушением субботы, во всяком случае, менее значительным, чем исцеление больного. У Иисуса Христа произошел такой разговор с начальником синагоги, когда Он исцелил скорченную женщину в субботу: "При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?" (Лук. 13.14- 15). Таким образом, соблюдение субботы сводилось к тому, чтобы в этот день не зажигать огня во всех жилищах своих (Исход 35.3) для приготовления пищи. Приготовление пищи надлежало делать в день, предшествующий субботе, а суббота посвящалась Господу: "День седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу, всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти" (Исход 35.2). Все остальные дела не были жизненно необходимыми, и поэтому считались прихотью. "Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой..." (Исаия 58.13). С учетом всех этих обстоятельств Бог дал в качестве обоснования покоя в седьмой день Свой покой: "Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих" (Евр.4.10).

С приходом народа Израильского в землю обетованную "на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день. А манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской" (Иисус Навин 5.11-12). Обеспечение Божие Израильтян всем необходимым без человеческого труда закончилось. Нужно было сеять, убирать хлеб, насаждать виноградники, смоковницы, маслины и другие плодовые деревья, собирать плоды, запасать корм для скота, строить жилища и города, делать множество других дел. Зная, что народ Израильский "жестоковыйный" (Исход 34.9), что это "народ необузданный" (Исход 32.25) и что, имея рабов и рабынь, он будет безжалостно угнетать их, заставляя работать всякий день без отдыха, как это делали с ними Египтяне, Бог в качестве обоснования дня субботнего напоминает им: "помни, что ты был рабом в земле Египетской" (Второз.5.15); помня, что в Египте над народом Израильским "поставили начальников работ, чтобы изнуряли его тяжелыми работами" (Исход 1.11). "Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью" (Исход 1.13-14). "Но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний" (Второз.5.15), "чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты" (Второз.5.14). Это и послужило причиной замены одного обоснования заповеди о покое в седьмой день другим.

Сыны Израилевы при первом наступлении субботы, по отсчету от первого дня появления манны, нарушили заповедь и вышли собирать манну в седьмой день. За то Бог, как свидетельствует Ап. Павел, "вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой" (Евр.3.10- 11).

За первым нарушением субботы последовали многочисленные нарушения в продолжение всей истории сынов Израиля. В книге Числа повествуется: "Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы" (Числа 15.32). В первый раз, когда Израильтяне нарушили четвертую заповедь дело закончилось выговором, на этот раз нарушитель поплатился своей жизнью. "И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер" (Числа 15.36). В дальнейшем нарушение субботы чаще всего оставалось без наказания, хотя была дана заповедь: "шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти" (Исход 35.2).

Неемия свидетельствует: "В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим... И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за это Бог наш навел на нас и на город сей все то бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу" (Неем. 13.13-18). Из этого повествования Неемин видно, что хотя Иудеи только что вернулись из вавилонского плена, они уже не помнили об этом, а тем более не помнили о плене Египетском. Поэтому они не давали отдохнуть ни рабу, ни рабыне, не скоту, ни себе в день субботний и подобно Египтянам "с жестокостью принуждая к работам" "сквернили день субботний".

День покоя Евреев не совпадал с днем покоя Бога по нескольким причинам. Бог, поклявшись, что они не войдут в покой Его, сдвинул человеческое счисление дней недели по отношению к Его счислению. Один сдвиг произошел при сражении Израильтян с Амореями, когда Иисус Навин воззвал к Господу, сказав: "Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Аиалонскою! ...стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день" (Иис.Нав.10.12,13).

Еще один сдвиг произошел при Иудейском царе Езекии: "Вот я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило" (Исаия 38.8). Ступени Ахазовы - это деления солнечных часов, которые устроил Ахаз, царь Иудейский. Десять ступеней - это десять часов, вместе со стоянием солнца при Иисусе Навине они составят целые сутки. Таким образом, покой или суббота человеческая вместо седьмого дня по Божьему счислению дней стали соблюдать в другой день недели. Соблюдая свою субботу, они не входили и не могли войти в покой Божий.

Поклявшись, что "они не войдут в покой" Его, Бог дает обетование и "определяет некоторый день ныне, говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших. Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне" (Евр.4.8). Итак, Бог обещает возвестить о назначении другого дня в качестве покоя, не седьмого, который Евреи постоянно нарушали и о котором сказано: "Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них" (Иезек.22.26). "Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои и объявил им Мои постановления, исполняя которые, человек жив был бы чрез них; дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я - Господь, освящающий их. Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне: по заповедям Моим не поступали и отвергли постановления Мои, исполняя которые, человек жив был бы чрез них, и субботы Мои нарушали, - Я сказал: изолью на них ярость Мою" (Иезек.20.10-13). Нарушения субботы продолжались до рождения Иисуса Христа. Укоряя начальника синагоги, Иисус Христос сказал: "Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?" (Луки 13.15).

Нарушения Ветхого Завета народом Израильским явилось одной из причин замены его Новым Заветом, как об этом написано у пророка Иеремии: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, - не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь" (Иерем.31.31-32). Нарушая завет с Богом, Израильтяне нарушали и заповеди его, в особенности четвертую заповедь, как это видно из изложенного выше. Это явилось причиной замены седьмого дня покоя другим днем.

Кроме того, "если бы первый завет был без недостатка, - как писал Апостол Павел, - то не было бы нужды искать места другому" (Евр.8.7). Подобно этому можно сказать: если бы четвертая заповедь была без недостатка, то не было бы необходимости заменять ее. Однако, четвертая заповедь, как ни одна другая, имела недостатки, главная из которых - неопределенность формулировок. Что значит: "делай всякие дела", и что значит: "не делай никакого дела"? Моисей пытался уточнить это. "Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы" (Исход 35.3). Пророк Исаия также пытался решить этот вопрос: "Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить" (Исаия 58.13).

Учитывая это, а также приведенные выше слова из книги Неемии, можно сказать, что в понятиях "всякие дела" и "никакого дела" нет разделения на виды дел и степени их тяжести. Основой для разделения дел был их характер - добрые и злые. Но вопрос об отношении такого разделения к субботе так и оставался нерешенным до пришествия Иисуса Христа. Господь задал этот вопрос окружавшим Его священникам, книжникам и фарисеям: "должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти или погубить? Но они молчали" (Марк.3.4). Молчали, потому что не знали, как ответить. Они сами спрашивали Иисуса: "Можно ли исцелять в субботы?" (Матф.12.10), Они спрашивали о субботах, а не о субботе, потому что имели ввиду не только субботу (покой) в седьмой день недели, но и в дни праздников, о которых сказано: "в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте" (Левит 23.7). Или еще: "в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицом Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ея; никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера десятого дня месяца празднуйте субботу вашу" (Исход 23.27-32). На этот вопрос Иисус Христос как господин субботы (Матф.2.28), в противовес заповеди "никакого дела не делайте", ответил: "можно в субботы делать добро" (Матф.12.12). Тем самым Он отменил все заповеди, запрещающие делать какое-либо дело в субботы.

Но когда же прозвучит или прозвучал глас о назначении другого дня покоя? Об этом дне предсказывали пророки. Так, пророк Исаия говорил: "И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле" (Исаня 12.1 -5).

Из приведенных слов видно: что в тот день Бог отвратит гнев и утешит тех, на кого гневался, откроет источники спасения и соделает великое. Признаки того дня, дня покоя явно указывают на его связь с пришествием Господа Иисуса Христа.

Псалмопевец в 117-м псалме также указывает на связь "того дня" с пришествием Иисуса Христа и дает ключ к более точному определению "того дня". "Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла; это - от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный!" (Пс. 117.21-2 4). Итак, тот день, в который мы возрадуемся и возвеселимся, сотворил Господь.

Какой же день сотворил Господь? Обратимся к книге Бытие, где в первой главе и с первого стиха читаем: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один" (Быт. 1.1-5).

Итак, Бог сотворил первый день и установил Свой завет о дне и ночи, чтобы день и ночь приходили в свое время (Иерем.33.20). По этому завету смена дня и ночи происходит от первого дня до настоящего времени. Что же было в первый день творения, который затем стал первым днем недели? В этот день Бог начал творение земли и "положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости" (Иов.38.6-7). Сравните: "возрадуемся и возвеселимся в оный" (Пс.117.24). У пророка Исаии мы читаем: "и скажешь и тот день: славлю Тебя, Господи, Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня" (Исаия 12.1).

Гнев Божий пребывал на многих виновных пред Ним. Когда Иисус Христос был распят и умер на кресте, ученики Его пребывали в печали, зная, что заслуживают праведного гнева Божья, ибо они, оставивши своего Учителя, бежали (Матф.26.56). Больше других имел причину печалиться Петр, который к тому же трижды отрекся от Него (Матф.26.69-75). Но рано утром первого дня недели Бог отвратил гнев Свой, воскресив Иисуса Христа, и утешил всех их. В тот первый день, увидев воскресшего Спасителя и услышав Его приветствие "радуйтесь", они возрадовались великой радостью (Матф.28.9). Радовались они и в следующий первый день недели, когда опять собрались и вновь увидели Иисуса Христа (Иоанн.20.26). Великой радостью они были исполнены и в день Пятидесятницы, который также был первым днем недели. В этот день они не только исполнились радостью но и возвестили ее всем, пришедшим на праздник в Иерусалим из ближних и дальних стран. Радость их была так велика, что некоторые говорили: "Они напились сладкого вина" (Деян.2.13). Другие же, охотно приняв проповеданное слово, погрузились в имя Иисуса Христа. Таких в тот день было около трех тысяч (Деян.2.38,41). Эти три тысячи человек "в веселии и простоте сердца, хваля Бога" (Деян.2.46-47), "восклицали от радости" (сравни Иов.38.7), потому что Бог "отвратил гнев Свой". Отвратив гнев на людей за их грехи и беззакония, Бог утешил народ Свой и помиловал страдальцев Своих (Исаия 49.13). "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего ныне в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гне- ва, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе" (Ефес.2.1-7).

Процесс спасения благодатью, начавшийся в день воскресения Иисуса Христа, продолжался. Однако не все одинаково принимали весть о спасении. Одни противились, ожесточивши сердца свои. Так "священники, начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они (Петр и Иоанн) учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых, наложили на них руки и отдали их под стражу" (Деян.4.1-3). Другие не ожесточили сердец своих, но "уверовали; и было таковых людей около пяти тысяч" (Деян.4.4). Эти люди, вошедшие в только что рожденную Церковь Христову с радостью и ликованием отмечали в первый день недели великое событие - воскресение Иисуса Христа. В этот день они собирались для преломления хлеба, бесед и изучения слова Божия и для того, чтобы прославить Бога (Деян.20.7). Апостол Иоанн называл первый день недели днем Господним (в русском переводе днем воскресным) (Откр. 1.10).

Так был установлен другой день - первый день недели, день воскресения Иисуса Христа, вместо седьмого дня недели, дня покоя, который Бог отменил, поклявшись, что "они не войдут в покой" Его. Сказав "радуйтесь", потому что Он совершил оправдание наше и примирение с Богом, Господь принес покой душам нашим (Матф.11.29). Ни Моисей, ни Иисус Навин не могли доставить такого покоя Израильтянам. Иисус Христос дает этот покой всем, приходящим к Нему. "Посему для народа Божия еще остается субботство" (Евр. 4.9), - писал Апостол Павел к Евреям, то есть каждый человек, желающий причислить себя к "народу Божьему" должен прийти к Иисусу Хрясту и получить покой (по-еврейски шабат) от грехов и пороков, от страха смерти, покой не на день, а на вечность.

Но, как было в начале, так и в наше время, некоторые ожесточают сердца свои и вопреки клятве Божьей упорно стараются войти в покой Его, соблюдая субботу. Услышавшие же повеление Иисуса Христа: "радуйтесь", которое Он дал в день Своего воскресения, и охотно принявшие его, стали, как и Ангелы в день воскресный (Матф.28.5-7, Марк.16.5-7, Лук.24.4-7), возвещать в народах воскресение Господа для оправдания всех грешников, приходящих к Нему в раскаянии. Всякий, уверовавший в Него, радуется и ликует в этот знаменательный день, в который получил оправдание, мир и покой в Господе Иисусе Христе, и который в русском языке назван воскресением.

[Главная страница][Оглавление]

бесплатные мелодии для мобильного . асфальтирование дорог в Петербурге . Ручки по 16,70 руб - каталог сувенирной продукции.
[AD]
[AD]