[Главная страница][Оглавление]

Из книги П.А.Петрова "Вероучение Духовных Христиан"


Глава 9.

О КРЕЩЕНИИ

"Итак идите, научите все народы, крестя (по-гречески - баптизентес, по-русски - погружая, прим. автора) их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Матф.28.16). Такими словами Иисус Христос дал повеление ученикам в числе одиннадцати Апостолов (Матф.28.16). Чтобы выполнить это повеление, необходимо знать: что и как надо делать.

В отношении научения разногласий среди Христиан нет, чего нельзя сказать о крещении, по этому поводу в среде Христиан масса разногласий. В чем крестить? Если в воде, то в какой? В естественном водоеме или в искусственном? Обязательно ли погружать в воду с головой или достаточно только окропить водой? Сколько раз нужно погрузить в воду - трижды: во имя Отца, во имя Сына и во имя Святого Духа или достаточно одного погружения? В каком возрасте крестить, младенцев или только взрослых? Так, пользуясь тем, что Сам Иисус Христос не установил никаких правил крещения, люди вместо разрушенной Христом "стоявшей посреди преграды" (Ефес.2.14) понастроили множество преград, которыми отделяются друг от друга.

Однако, слово Христово (Колос.3.16), о некоторых положениях о крещении говорит ясно и непреложно. Оно возвещает нам, что уже во времена Апостолов было много разных крещений. Апостол Павел пишет в послании к Евреям: "Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях..." (Евр.6.1-2).

Писание, также возвещает, что среди многих крещений есть одно крещение (Ефес.4.5), которое "спасает воскресением Иисуса Христа" (1 Петра 3.21) и которое омывает грехи, как сказал благочестивый муж Анания Савлу: "Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса" (Деян.22.16). Для человека нет ничего более важного, как получить спасение от вечной гибели в озере огненном (Откр.20.15), а для этого необходимо определить, какое из многих крещений - "одно", способное спасти от этой вечной гибели.

Апостол Петр дает нам подобие этого крещения. Он пишет: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа" (1 Петра 3.21). О том, какому образу уподобляется спасающее крещение, Петр пишет в предыдущем стихе: "Во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды" (1 Петра 3.20). Как Ной и с ним еще восемь душ спаслись от воды в дни потопа, "так и нас подобное сему образу крещение... спасает".

Рассмотрим, как же спасся Ной? В книге Бытие читаем: "И сказал Господь Бог Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег" (Быт.7.1). "И затворил Господь Бог за ним ковчег" (Быт.7.16). "И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла. И сказал Господь Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою" (Быт.8.14-16). Ной вошел в ковчег за семь дней до того, как "в шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц в семнадцатый день... разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились " (Быт.7.11), "Шестьсот первого года жизни Ноевой... во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла" и Ной вышел из ковчега (Быт.8.13-14). Следовательно, Ной был в ковчеге один год и семнадцать дней, семь дней до потопа, все время, в которое был потоп, и после него, пока высохла земля. Подобны ли сему образу все совершаемые людьми водные крещения? Если вода - это ковчег, спасающий нас, то можем ли мы находиться в ней все время, пока нам угрожает гибель? Ведь вокруг нас в мире бушуют бурные потоки нечестия, беззакония, неправды, зла и греха. Может ли погружение на мгновение в воду спасти нас от всего этого на всю нашу жизнь? Можно ли, "подобно сему образу" быть погруженным в воду и находиться в ней, как в ковчеге, в течение всей жизни? [А если бы и можно было, способно ли спасти это погружение от грехов и от погибели? Прим. ред.]. Писание говорит: "Хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог" (Иерем.2.22). Все это показывает, что Апостол Петр, сравнивая Ноев ковчег с крещением, имел в виду не водное, а другое крещение.

Водное крещение (омовение) существовало у Израиля с древнейших времен, именно, для омытия плотской нечистоты. По закону Моисееву: "кто сядет на какую-либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера" (Левит.15.6). Подобную плотскую нечистоту человек мог получить от прикосновения к трупу нечистого животного (Левит 11.24) или от прикосновения к нечистому скоту (Левит 11.26), и "всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечем, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней" (Числа 19.16). Во всех этих случаях для очищения "вымоет он одежды свои и омоет тело свое водою, и к вечеру будет чист" (Числ.19.19).

Теперь, возвращаясь к словам Апостола Петра, читаем, что крещение - не плотской нечистоты омытие. Если не плотскую, то какую нечистоту омывает крещение, и что это за крещение, которое способно омыть не плотскую нечистоту? Иисус Христос на последней вечере, когда умывал ноги Своим ученикам, сказал: "омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты" (Иоанн.13.10-11). Совершенно ясно, что Иисус Христос имел в виду не плотскую нечистоту. Трудно предположить, что только Иуда, один из двенадцати, сделался нечистым от прикосновения к чему-либо нечистому. То, что Иуда уже замыслил предать своего Учителя, показывает, что он был нечист сердцем "внутреннего человека" (Ефес.3.16). Такую нечистоту омыть водой невозможно, что Бог и сказал чрез пророка Иеремию (Иерем.2.22).

Остальные ученики были "уже очищены чрез слово, которое [Христос] проповедовал [им]" (Иоанн.15.3), и лишь Иуда не принял это очищение. "Душа нечестивого желает зла" (Притчи 21.10), и душа Иуды искала удобного случая предать Иисуса (Матф.26.16). Для того, чтобы очистить Иуду, слово Христа должно было проникнуть "до разделения души и духа, составов и мозгов, и [судить] помышления и намерения сердечные" (Евр.4.12). Об Иуде сказано, что он был вор (Иоанн.12.6). Скрывая это, он не принимал слов Иисуса: "из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека" (Матф.15.19-20). Поэтому слова Христа, не проникнув до разделения души и духа, не могли очистить его. Апостол Павел пишет: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор.6.9-11). Чтобы омыться именем Иисуса Христа и Духом Бога, нужно погрузиться (креститься) в это имя и Дух, что и повелел Иисус Христос, сказав: "...крестя (погружая) их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф.28.19).

Вот, тот ковчег, который, подобно своему образу - Ноеву ковчегу, спасает нас от гибели. Потоп был проявлением гнева Божия. "И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли" (Быт.6.13). Восемь душ спаслись в ковчеге от гнева Божия. Теперь обратим внимание на слова Ап. Павла, который говорит: "Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасаемся жизнью Его" (Рим.5.10), потому что Он "может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них" (Евр.7.25). Иисус Христос, когда пришел в дом Закхея, сказал: "Ныне пришло спасение дому сему" (Лук.19.9), ибо Сам Господь Иисус Христос - спасающий "Ковчег", - вошел в дом Закхея. В этот "Ковчег" погрузились (крестились) около трех тысяч душ по слову Ап. Петра: "Покайтесь, и да крестится (погрузится) каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Деян.2.38). В этот "Ковчег", во имя Иисуса Христа, ап. Петр велел креститься (погрузиться) язычникам в доме Корнилия (Деян.10.48). Это крещение и есть то "одно крещение" (Ефес.4.5), которое спасает, и омывает грехи, ибо все мы "одним Духом крестились в одно тело" (1 Кор.12.13).

Этот "Ковчег" есть великий дар Божий, который Он предлагает всем людям. "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Иоанн.3.17). И кто входит в этот "Ковчег", тот имеет в Нем "все потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью" (2 Петра 1.3-4).

Как же происходит это крещение (погружение) в имя Отца и Сына и Святого Духа? Апостол Иоанн пишет: "Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце" (1 Иоанн.2.24). "Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего" (1 Иоанн.4.13).

Итак, слушая проповедь о Христе Спасителе, и крестившись (погрузившись) в Него, "в Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом" (Ефес.1.13). Таким образом совершается крещение (погружение) в имя Отца, Сына и Святого Духа.

В доказательство необходимости принятия водного крещения ссылаются на пример Иисуса Христа. Иисус Христос крестился от Иоанна в водах Иордана, а мы должны идти по следам Его (1 Петра 2.21) и принимать водное крещение.

Из Писания известно, что Иоанн Креститель имел задачу: "приготовить путь Господу" (Лук.3.4). Приготовление это состояло в том, чтобы "дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их" (Лук.1.77). Поэтому "был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов" (Лук.3.2-3).

Когда он приобрел достаточную известность и авторитет у народа как пророк, уже сам народ стал приходить к нему в Вифару при Иордане, где он крестил (Иоанн.1.28) или в Енон близ Салима, "потому что там было много воды" (Иоанн.3.23). Там по закону Моисееву (Исх.19.10) они совершали очищение, крестясь (омываясь) в Иордане, исповедуя грехи свои (Матф.3.6). К Иоанну собирались большие толпы народа, ибо "Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему" (Матф.3.5). Так Иоанн Креститель выполнил свою задачу, побудив во множестве людей желание спасения в прощении грехов. Но Иоанн не имел власти прощать грехи, он лишь указывал на Того, Кто был прежде него (Иоанн.1.15), и Который "будет крестить Духом Святым и огнем" (Матф.3.11). Путь Господу был приготовлен.

Теперь Бог являет собравшемуся народу Спасителя, Сына Своего - Иисуса Христа. Иоанн свидетельствовал: "я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю... Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым" (Иоанн.1.31,33).

Иисус и Иоанн должны были исполнить всякую правду (Матф.3.15). По "правде законной" (Филипп.3.6) перед вступлением на служение в качестве первосвященника по чину Мелхиседека (Евр.6.20) Иисус должен был совершить омовение у Иоанна (Исход 29.4). Когда Иисус и Иоанн совершили предписанное законом, Бог Отец явил Иисуса Израилю. "И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Матф.3.16-17). Так Иисус одновременно принял два крещения: водой от Иоанна и Духом Святым от Бога Отца Небесного [, исполнив правду законную (Филипп.3.6) и явив правду Божию через веру (Рим.3.21-22) (Прим. ред.)].

Какое же из двух крещений должны мы взять для себя как пример, данный Иисусом Христом? Писание говорит: "Конец закона - Христос" (Римл.10.4), следовательно, все, что делал Иисус во исполнение закона, в том числе и очищение водой (крещение в воде), не может служить примером, ибо Он совершал предписываемые законом обряды не для примера, а для того, чтобы "искупить подзаконных" (Галат.4.4-5), то есть освободить последующие поколения от исполнения закона с его "яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти" (Евр.9.10).

Итак, остается одно крещение, крещение в "имя Иисуса Христа для прощения грехов" (Деян.2.38), то есть погружение в Его имя. Тогда "в Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом" (Ефес.1.13).

Теперь уже не нужно спорить, в каком возрасте, в какой воде, как и сколько раз погружать в воду, о чем спорят люди, разделяясь на различные течения. Господь Иисус Христос Сам решает все вопросы, и как Бог Отец Сам крестил Его Духом Святым при Иордане, так теперь Он Сам крестит, "запечатлевает обетованным Святым Духом" приходящих и уверовавших в Него, ибо по свидетельству Бога Отца Он "есть крестящий Духом Святым" (Иоанн.1.33).

Итак, кто желает спастись и избавиться от грехов, иди к Иисусу Христу, доверься всецело Ему, "предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит" (Пс.36.5) Сам твое спасение и крещение, которым ты по примеру Иисуса Христа будешь креститься всю свою оставшуюся жизнь. Ведь Сам Он, будучи крещен Отцом при Иордане, находился в этом крещении всю жизнь, и именно об этом крещении Он спрашивал учеников: "можете ли... креститься крещением, которым Я крещусь" (Матф.20.22).

О водном крещении в Писании говорится в прошедшем времени: "и пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане" (Марк.1.9). Иисус о предстоящих Ему крестных страданиях говорит в будущем времени: "Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!" (Лук.12.50). В вопросе ученикам слово "крещение" поставлено в настоящем времени: "крещусь", то есть каждый день, час, минуту. Крещение это состояло в следующем.

Вот об этом крещении Иисус сказал ученикам: "крещением, которым Я крещусь, будете креститься" (Матф.20.23). После того, как в день Пятидесятницы на них сошел Дух Святой, они по примеру Иисуса Христа стали "всегда делать то, что Ему угодно" (Иоанн.8.29). Так Апостол Павел пишет о себе: "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Галат.2.20). Так должен поступать и всякий верующий.

Отстаивающие водное крещение часто ссылаются на евнуха, крещенного Филиппом (Деян.8.26-39), и на Корнилия (Деян.10.48). Водное крещение способен совершать не только Иоанн Креститель, но и любой человек. Духом же Святым может крестить только Иисус Христос и тот, кому Он поручает это. Поэтому, давая одиннадцати Апостолам повеление: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф.28.19), Иисус дал им дар Божий (Деян.8.20): на кого они возлагали руки, тот принимал духа Святого (Деян.8.17-18). Этот дар сделал их способными крестить Духом Святым. Филипп, крестивший евнуха, был не апостол, а диакон (Деян.6.5), и дара этого не имел, а поэтому крестил в воде. На следует смешивать Филиппа - диакона, который был из Кесарии (Деян.8.40;21.8), с Филиппом - Апостолом, который был из Вифсаиды (Иоанн.1.44).

Не имея дара крестить Духом Святым, Филипп воспринял повеление Иисуса Христа, как повеление крестить в воде, и еще до евнуха крестил водным крещением некоторых уверовавших в Самарийском городе, но ни одного из них не крестил Духом Святым (Деян.8.16). Услышавши о том, Апостолы "послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого... Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого" (Деян.8.14-15,17). О том, что этот дар был дан только Апостолам, свидетельствует тот факт, что церковь в Иерусалиме, имевшая к тому времени более 8000 членов, послала к Самарянам не кого-либо из своих членов, но Апостолов Петра и Иоанна. Некто Симон, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, хотел купить этот дар за деньги, но получил от Апостола Петра должную отповедь (Деян.8.18-24).

Проповедуя Самарянам Христа (Деян.8.5), "благовествуя о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа" (Деян.8.16), Филипп погружал (крестил) их в имя Христа. До крещения в воде крестил он в имя Христа и евнуха, благовествуя ему об Иисусе (Деян.8.35). Как Самаряне, так и евнух, крестились в имя Господа Иисуса (Деян.8.16,37). Самаряне поверили Филиппу, благовествующему им об имени Иисуса (Деян.8.12), Евнух также засвидетельствовал: "Верую, что Иисус есть Сын Божий" (Деян.8.37). Уверовав, то есть, крестившись в имя Господа Иисуса, как Самаряне, так и евнух изъявили желание совершить по закону Моисееву и очистительное омовение водой. Филипп, как ревностный Иудей, не препятствовал этому. Но совершал он это не без сомнения, потому что в среде Самарян были необрезанные язычники, которые Господа чтили и богам своим служили (4 Царств 17.33), и, следовательно, недостойны были принять очистительное омовение. С другой стороны, и евнух не мог приступать к служению Богу по закону Моисееву, так как был оскоплен (Второз.23.1). Те же сомнения были у и верующих из обрезанных, пришедших с Петром в дом Корнилия (Деян.10.45-47). Чтобы рассеять сомнения и наставить Филиппа на истину, Бог повелел ему пристать к колеснице евнуха, и на его примере наглядно показал, что иудейское водное крещение, которым крестил Филипп, не имеет значение для спасения. Спасение заключается в том крещении, которым крестит Сам Бог и Господь Иисус Христос - крещение Духом Святым.

Филипп был первым человеком, который иудейское очищение водой перенес в христианство, как водное крещение. Вторым был Аполлос. Он "был наставлен в начатках пути Господня... зная только крещение Иоанново" (Деян.18.25). Будучи в Ефесе, он, как Филипп, крестил обращенных водным крещением. Этих учеников Аполлоса нашел потом Апостол Павел и обнаружил, что те не только не были крещены Духом, но "даже не слыхали, есть ли Дух Святой" (Деян.19.2). Когда Ап. Павел сказал им, чтобы они веровали в Грядущего, то есть во Христа Иисуса, они, "уверовавши в Него" (Ефес.1.13), "крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой" (Деян.19.5-6). Так Ефесяне были крещены верою в Иисуса Христа и были запечатлены обетованным Святым Духом. О повторном водном крещении здесь нет и речи.

То же произошло и в случае с Корнилием. Когда Петр продолжал еще речь к собравшимся в доме Корнилия, присутствовавшие услышавши слово истины, благовествование своего спасения и уверовавши в Христа, были запечатлены обетованным Святым Духом (Ефес.1.13), ибо "Дух Святой сошел на всех слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумлялись, что дар Святого Духа излился и на язычников" (Деян.10.44-45). Есть основание предполагать, что они не только изумлялись, но возмущались и упрекали Петра (Деян.11.2) за то, что необрезанные язычники, не очистившись омовением по закону, величают Бога (Деян.10.46). Но Петр ответил, что никто не может воспрепятствовать Богу крестить того, кого Он хочет, и когда хочет, Он не требует, как Иудеи, чтобы очистительное омовение водой обязательно было перед прославлением Его. Присутствующие просили Петра "побыть у них несколько дней" (Деян.10.48), в продолжении которых он более глубоко погружал их в имя Иисуса Христа. Так что и здесь Апостол Петр велел погружаться им не в воду, а в имя Иисуса Христа.

Итак, Иисус Христос, давая одиннадцати Апостолам повеление крестить, имел в виду не воду, а само имя Отца и Сына и Святого Духа. Он дал им дар и через возложение рук Апостолов уверовавшие крестились Духом Святым. Дар этот не передавался ни по наследству, ни по вере, ни за деньги. После смерти Апостолов остался Единственный Креститель, воскресший и вечно живущих Господь Иисус Христос, к Которому и должны все приходить, ибо Он есть крестящий Духом Святым.

[Главная страница][Оглавление]

коэффициент теплопроводности и плотность газоблока - тут . продажа недвижимости в москве от застройщика
[AD]
[AD]