[Главная страница][Оглавление]

Нилантий Димрюков


(САБЫТИЯ)

СТРАДАНИЯ ДЛЯ ИСТИНАЙ

ВЕРЫ

ПАМИТНАЯ КНИШКА

Продолжение. Начало в №13, август 1999 г.


На страницу документа - [9][10][11]

Копия с подлинника страница 9 (15-я строчка сверху)
Вздумали итить на новаи места Аленбураскай губерню в горат Орск. Из Митриевки все пришли в Орск на реке Урала в 1869 гаду в Орске Орыским жили 6 лет. Там дикая страна, молакан на 300 верст ни аднаво молокана нету кругом. Как мы пришли, 2 семьи замолаканили казаки.

На 4 гаду, на Паску была сабрания, пели па руски. Папы шли с иконами по дварам.
Копия с подлинника страница 10
Посли абеда дашли да нашива сабрания. У нас пели; ани астанавились, икон паслали в церковь, а духовнаи ацы взашли в сабранию. В эта время пели. Ани взашли 9 чилавек: сам благочинай 2 папа 3 дъякана 3 дъячка - всех 9. Им дали места за стол. Благачинай начал биседу. У нас биседавал Никанур Василивичь, очинь спасобнай. Благачинай многа запрашивал, а наш быстра атвечал; так благачинай да поту баролси, сказал: "Вы упорники, ничево ни понимаитя. Ничево, я саветаю вам малых дитей аддать на 8 лет в духовнаю симимарию, ани абучуца, свищенаю права и вас научуть исьтинай веры". Наш Никанур сказал яму: "Ваша высока благославения, на 8 лет адать дитей в вашу симинарию учить дитей чьтоба ани нас научили, эта очинь для нас долга; Вы лучии нас знаитя писания покажитя нам сычас. Вы гляньтя, сколька у нас многалетьних стариков и старушак; пака 8 лет праучуця а эти люди памруть, а вы сычас покажитя, на писании, мы все пиридем к вам". Патом ани все встали и пашли. Наши все с васторгам провадили и прасили их: "Захадитя еще". Благачинай сказал: "Храшо, храшо".

Копия с подлинника страница 11
Посли таго начил весь горат прасить потписать пригвар. Хадили по лавкам и магазинам, и потписались к пригвару 300 рук: не нада нам молакан. 2 года дела тенулась. 1875 года сабрали нас домохазяв, вычитали бумагу такова смысла: слушийтя молокни, правитильства решила вас выслать на житильства на Кавкас, за то, что вы пиричисьлились в Орск и наткрыли секту. За праваславных; вас принили, а вы ни сказали, что вы молокани. А горат ни хочить молакан. Решения вычитали в марти и посадили домахазяв в замак, а выгнать назначили на ятап 10 мая. Заявили: "Хто примить праваславия астаница тут, на мести, а хто чево имеить, да мая продавайтя, а если хто ни прадасть астаница ни прадажна". У каво были дети, ани прадали поцаней, а у каво некаму, в замки, пашло дарам. Мы попрасили начальника замка чтоба пустил нас па очириди для прадажи; кой что он разрешил, пускать по 2 чилавека в неделю, так и делали ниделя прайдеть, сами идем в замак, а другия выходють. Пачьти все пашло на ветир, дарам. 10 мая шол ботылион казак в Олинбург, и нас присоидинили к ним. Перваи начал нас 10 мая сабрали всех у маста реки Урала. Канвой салдат стали куругом нас в 2 реда ни пускали никаво прастица знакомами.

Копия с подлинника страница 12
Шли до Линбуга все вмести; казеных было 23 падводы, а из Линбурга разбили на 3 части. Ятап шли да Баку 2 месща: день идеш, день - дневка. В Самари сидели в замки 18 дней - ждали ятапнай прахот ис Казани. Как сели на прахот, Иван Федравич Зайцав Самарскай падал тилеграму Бакинаским молоканам: "ажидайтя ссыльных молакан боли ста чилавек, семии". Па этай тилеграмы Бакинцы ахлапатали нас взять всех на паруки, пака иде припишуть нас правитильства. 1875 года пришли в Баку. Стали потхадить к пристани, видим на берегу стаить нарот боли ста чилавек молакан: старцы и прочии зритили, дажидають нас. На бирих ятап нас всех ни пускаить, пака здадуть начальнику, а Бакинцы вещи все разабрали по дамам. Нас всех пагнали к начальнику, здали. Начальник адал Бакинцам, и шло молокан бакинцав и наших да трех сот 300 чилавек мущин и жен. Дашли да малаканаскава сада. Бакинцы астанавились, стали разбирать каму сколька. В эта время Наум Федравич Миникав взял 4 семьи к сибе в дом; он был - почту ганял.

Копия с подлинника страница 13
В эта время жилезнй дароги ни было. Наум Федравич, он житиль Смугани села Андевьки, па празванию веры - опчи, паэтаму и нас празвали опчими. Все наши хадили в адну сабранию в Кащеиву. Готь хадили, очинь нам казалась дика у них; как саберуца на биседу, адин на другова: шум, скандал. Нам очинь не нравилась. Сабралисъ, сабрались все и посаветали, и решили сабираца асоба. Наум Ф. сказал: "Я вам дам комнату для сабрания бесплатна". Вот, собрались да смерьти Наума. Ани были опчи; па них и назвали бакинцы нас опчими даныня. Наум Федравич был духовнай чилавек и скромнай. Он умир в 1893 года 7 синьтября; ат роду яму 57 лет. Посли смерьти ево сын яво Игнат, атказал молаканам сабираца, а сам ушел в баптисты. Начали сабираца у Лукъянавых.


Читайте продолжение в следующем номере.

[Главная страница][Оглавление]