[Главная страница][Оглавление]

А.П. Фомичев.

Вы - друзья Мои.

Друзья мои. Правда, приятное словосочетание? Для начала размышления, приведём три стиха из Библии:

·                     Ин.15:13-14:
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам.

·                     Мф.12:50:
Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Сразу бросается в глаза желание Иисуса иметь братьев и друзей для Себя. Ну и раздал бы эти почётные и высокие звания в виде даров! Но нет, в обоих случаях Он ставит похожие условия!

Небольшое отступление. Для того чтобы перечислить  все качества и возможности Бога, нужно много места и времени, да и вряд ли это под силу человеку. Давайте ограничимся лишь одной цитатой: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями» (Евр.2:10-12). От Него всё и всё для Него. Бог – инициатор всего во всём. Он сотворил землю и человека на ней (человек об этом Его не просил), Он послал Сына Своего на землю, Он предопределил и призвал нас к спасению, Он определит сроки второго пришествия Сына Человеческого, Он назначит время суда и т.д. Это замечательно, ибо решение этих вопросов нельзя доверять нам, людям, даже  если мы будем решать их сообща, путём референдума.

Но в приведённых стихах, Господь призывает нас к активности. Иисус говорит, что тот, кто будет исполнять волю Отца  Небесного, или, что всё равно, Его заповеди, тот Ему и брат, и сестра, и друг. Можно продолжить: а если не будете исполнять, то, хотя вы – Моё творение, вместе с тем вы – дети дьявола, друзья миру и любите мирское.

Удивительно: присутствует любовь Божия, а не насилие. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоанн.2:15). Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Проявите инициативу и решайте, кем быть и с кем быть!

А какая разница между братом и другом, и кем лучше быть: братом или другом? А может, надо быть и братом, и другом по отношению к Христу? Интересно отметить: Бог любит нас без всяких заслуг и условий и раздаёт нам дары незаслуженно, а что касается братства и дружбы, ставит условие «если».

Давайте поразмыслим. Вопросы несложные, но всё равно, требуют работы ума. Юридически Ионафан и Давид не были братьями, но они были большими друзьями, их объединяла любовь. «Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу... Скорблю о тебе, брат мой Ионафан, ты был очень дорог для меня: любовь твоя была для меня превыше любви женской» (1Царств 18:3 и 2Царств 1:26). А Каин и Авель были братьями, но друзьями их не назовёшь, и любовью Каин к брату не пылал, (читайте Быт.4 гл.).

Исполнение или послушание жестко связано с понятием «вера». Перед Авраамом, не ставили условий на звание друга. Бог просто общался с Авраамом, что-то ему поручал, и он с верой, безропотно всё исполнял: «Веровал Авраам Богу, и это  вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак.2:2З).

Темой нашей статьи и размышлений являются два слова, два понятия: братство и дружба. Братьями мы становимся путем рождения свыше  (Ин.3:3) от Бога, или, как Петр выражается, возрождением, вторым рождением (1Пет.1:23, см. также Тит.3:5). Это – переломный момент жизни человека. Стать другом – более длительный процесс, или процесс всей жизни, необходимо с другом пуд соли съесть и подтверждать это звание, как спортсмены подтверждают звание мастера. А духовно – это изучение заповедей Христа и их повседневное исполнение. Братство и дружба вроде не синонимы, но они настолько возвышенны, настолько тяготеют друг к другу, что под влиянием любви стараются слиться воедино! Так и должно быть, потому что у них общее основание: братство необходимо подтверждать ежедневно исполнением воли Отца Небесного, а дружбу надо воспитывать исполнением заповедей Иисуса. Воля же Отца и заповедь Сына – это одно и то же: «Я и Отец – одно»,– сказал Иисус (Ин.10:30).

Прочитал, или точнее – перечитал внимательно несколько раз стихи Иоанн.15:13 и Мф.12:50, и сразу появились радужные, возвышенные чувства и мысли: как приятно быть братом и другом Иисуса Христа! Но, немножко успокоившись и приостыв, понял, как ответственно и не просто быть другом Отца и Сына. Вспомнилось почему-то выражение: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6, Притч.3:12). Поэтому, когда будете читать несколько резкие или неприятные стихи, не огорчайтесь, помните, что всё, посылаемое Богом тем, кто любит Его, содействует ко благу (Рим.8:28) и для укрепления дружбы!

Поразмыслив, приходишь к выводу, что к понятию «дружба» тянутся такие слова, как «власть», «могущество», «любовь», «ревность», «братство», «милосердие», «послушание». Они явно связанны между собой, но назвать их синонимами нельзя, они связаны как бы подчиненно, по вертикали. Расставить приоритеты, построить логичную цепочку, или точнее – пирамиду по вертикали затрудняюсь. Отмечу лишь то, что во всех этих словах-понятиях есть внутренняя связь взаимоотношений. Один человек, находясь на необитаемом острове, может называть себя кем угодно и руководствоваться любым понятием и чувством, но проявить это можно только во взаимоотношениях. Взаимоотношения могут быть как по горизонтали, так и по вертикали. Во взаимоотношениях по горизонтали, превалируют: взаимопонимание, доброта, некоторое угождение; по вертикали – вера, послушание, чувство дистанции. Но в обоих случаях все определяет любовь.

Итак, братство и дружба – это что-то тёплое, приятное, это то, что желает Сын Божий, по земному – это когда пуд соли вместе, когда смело в разведку вместе, когда горбушку пополам, и так далее, и так далее! Всегда ли было так? А сколько было случаев, когда друзья становились врагами, а враги становились друзьями. И всё это – с ведома Бога и под Его руководством: «Так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх.32:27). Этот стих как-то не вписывается в предыдущие размышления. Но стих не выбросишь из Библии, его надо объяснять. Это что, план Божий и Его инициатива, или Его реакция на поведение Израильтян? Да, человеку хочется видеть только такие качества как любовь, милосердие, благодать – все то, что приятно. Он хорошо помнит слова Бога: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6). И вдруг... Начинается и ропот, и обида, и непонимание, и маловерие и сожаление: «Вот, в Египте и мясо было и луку вволю, а что теперь?» А разве это не похоже на нас? Как перекликается это с нашим характером, нашими запросами и привычками поныне! Но поверьте, Бог не пошутил, не обманул нас, когда говорил: «Я не изменяюсь». Потому, если при чтении Библии, или в личной духовной жизни, возникают какие-то недоразумения, ищите непостоянство не у Бога, а в себе. В своё время Малахия возмущался непостоянством и жестоковыйностью человека: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?» (Мал.2:10). Вот пример непостоянства и отсутствия любви у человека. Бог, напротив, неизменен в Своём разнообразии. Он постоянен в Своей любви и вечной жизни. Нам не в чем Его упрекнуть, но полезно помнить, что при Его разнообразии «Бог ревнитель». Бог иногда, в конкретной ситуации, не в ущерб Своего общего плана, поступает с человеком адекватно его поведению: «За то и Моё око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову» (Иез.9:10). «Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя» (Иер.30:11). Хорошо быть братом и другом Христа, но необходимо выполнять Его условия.

Нужно внимательно следить за собой, опасно споткнуться, но и плохо зарваться в собственном «я» как Диотреф. «Страшно  впасть в руки Бога живого!» (Евр.10:31).

Давайте вспомним два стиха из В.З. и Н.З., которые связанны по смыслу, и говорят о том, что Бог занимается не только нашим здоровьем, но и нашим статусом в обществе и среди братьев и друзей: «Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал – и сделаю» (Иезек.17:24). «Разве Я не властен в Своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что Я добр» (Мф.20:15)?*) «Так будут последние первыми, и первые последними: ибо много званных, а мало избранных» (Мф.20:15,16).

В подобных «недоумениях» очень поучительно помнить слова Ап. Иакова 4.12: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить». Здесь говорится о безграничной возможности Бога, в другом месте Бог говорит о Своём желании спасти погибшее (Мф.18:11).  Но возможность и желание не одно и тоже. Умалить возможности Бога, человек не может, но он частенько не торопится импонировать Богу в деле своего же спасения.

Возлюбленные в Господе братья и сестры, хорошо стремится быть братом и другом Иисуса Христа (не пересолить бы). Дорожите этим высоким званием и помните, что Бог – ревнитель. «Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Вт.32:39).

Читатель мог заметить, что мои рассуждения построены на противопоставлении, выборе и личной активности (не путайте с противоречием). Это не моя прихоть (время близко), это жизнь так устроена (палка о двух концах), и Библия об этом говорит: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа. А проклятие, если не послушаете заповедей Господа... произноси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал» (Вт. 11.26-29).

Кто-то может сказать, что это Ветхий Завет. Хорошо, перейдём к Новому Завету. Прочтите Евангелие от Иоанна, 4гл. до 25 стиха. «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей, поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу: но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4:19-23). Всё та же проблема гор, на какой поклоняться? Иисус, в беседе с Самарянкой, уводит нас от этих гор (они далеко от нас по расстоянию) и предлагает нам обратиться внутрь себя и там поклоняться Богу в духе и истине. Но эти горы символически находятся внутри нас, это дух и наша плоть. Поэтому проблема выбора и борьбы присутствует в нас и сегодня, «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5.17). 

Некоторые цитаты в статье, на первый взгляд не имеют отношения к братству и дружбе. Но все цитаты говорят о нас, о нашем общении и о нашей зависимости от Бога. Иисус Христос желает братства и дружбы с нами! Но этого не желает сатана. Тема статьи вроде проста и желанна, но не настолько, чтоб относится к ней легкомысленно. Тема и цитаты призывают нас к страху Господнему, выбору, бдительности и борьбе, это наша реальность, это надо знать? А основная соль статьи в словах «если исполняете», другими словами – послушание. Вера и послушание – это основа того, как стать братом и другом Иисуса Христа, и основа того, как сохранить это высокое звание до конца своей жизни.

«ВЫ ДРУЗЬЯ МОИ», но не только. Мы – друзья, братья и дети в Отце, в Сыне и в Духе Святом. И всё это содружество объединяется и наполняется любовью! Да будет сие истинно со всеми нами

  Аминь.

Февраль, 2000г., город Кисловодск.

 



*) В Мф.20:15 слова «Я» и «Своем» написаны с маленькой буквы. Но, поскольку автор цитирует этот стих, раскрывая то, что под хозяином дома подразумевается Бог, я оставил авторский вариант, с большой буквы. [Прим. ред.]

[Главная страница][Оглавление]