[Главная страница][Оглавление]

Учение
Семена Матвеевича Уклейна.
(Одного из родоначальников Духовного Христианства).

1. О Боге.

Бог есть дух в трех лицах: Отца, Сына, Св. Духа.

2. О лицах Св. Троицы".

Сын Божий и Дух Святой, хотя Единосущны Отцу но не равны Ему в Божественном достоинстве.

3. О воплощении Сына Божия.

Сын Божий, для спасения рода человеческого, безсеменно родился от Девы Марии.

4. О смерти Иисуса Христа.

Не имея вполне плоти человеческой, Христос не умирал подобно всем людям, а умирал особым образом.

5. О церкви.

Во время земной своей жизни Христос основал Церковь. Сначала ее составляли апостолы, а потом и все уверовавшие во Христа.

6. О вселенских соборах и отцах церкви.

Истинная Христова церковь существовала только до 4-го века, пока вселенские соборы и учителя церкви произвольным толковани­ем библии не извратили христианство и не смешали его с язычест­вом.

7. О священном писании.

В настоящее время истинную Христову церковь составляют толь­ко истинно-духовные христиане, которые не приемлют ни преданий, ни постановлений соборных, ни писаний учителей, уважаемых цер­ковью, а исповедуют только то, чему научает библия.

8. О последнем суде и воскресении мертвых.

По заслугам Сына Божия можем получить вечное спасение.

9. О таинствах.

К достижению нравственного совершенства и получению вечного спасения духовным христианам подаются благодатные дары Духа Св., но не чрез видимые, какие-нибудь знаки, а духовно. Поэтому таинства, возрождающие и освящающие Христианина, должны быть понимаемы духовно.

10. О крещении.

Таким образом крещение во Христа не должно быть водное. Кре­стил водою Иоанн, но его крещение – отлично от крещения христи­анского. Духовное крещение состоит в научении от слова Божия, в покаянии и отпущении грехов.

11. О миропомазании и елеосвящении.

Таинственно очищая верующего от грехов, Божественное учение невидимо преподает ему и духовное помазание.

12. О покаянии.

Покаяние есть сокрушение сердца пред Богом и исповедание грехов пред Ним Единым.

13. О причащениии.

Истинное причащение состоит в принятии учения Христова и в исполнении заповедей Христовых. А если Сын Божий заповедал нам плоть свою ясти (Иоан. гл. 6), то под плотию нужно разуметь сло­во Божие, или учение Спасителя.

14. О священстве.

Священство не есть таинство, и священники, которые находятся в церквах видимых, не нужны, ибо мы Единого имеем Первосвящен­ника, иже седе одесную престола величествия на небесах (Евр. 8-1). Впрочем на основании учения апостола Петра (1. Петр. 5-1), Христиане должны иметь у себя старцев, как руководителей в вере, и им повиноваться.

15. О браке.

Брак также не таинство, и слова апостола: "тайна сия великая есть" (Еф. 5-32) относятся не к браку, а к таинственному браку Христа Церковью. Брак должен быть совершаем так, как показыва­ет пример Товита, т.е. по родительскому благословению, а не как совершается он в церквах видимых: в св. писании нет никакого по­веления священнику соединять брачующихся.

16. О Богослужении и обрядах.

В евангелии сказано: "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему дол­жны поклоняться в духе и истине" (Иоан. гл. 4-24). Поэтому все богослужение должно быть не внешнее или обрядовое, но духовное.

17. О храмах и крестном знамении.

Все обряды богослужения видимых церквей, как-то: крестное знамение, поклоны, молитвы, песни и самые храмы, все это не уста­новлено св. писанием, но придумано людьми.

18. Об иконах и мощах.

Люди по своему произволу определили молиться и покланяться Богородице и Святым мощам и иконам.

19. О призывании святых.

Святость Богородицы и Апостолов должно признавать, но не нуж­но молиться им.

20. О постах.

Церковь православных определила в известное время поститься. Правда, пост весьма нужен для немощных духом и нередко заповедует­ся в слове Божием, но чтобы пост заключался в воздержании от из­вестного рода пищи и в известные и определенные дни, о том в писании нет заповеди. Долг поститься лежит на человеке тогда, когда он чувствует свою греховность и преобладание плоти над духом; пост же должен состоять в совершенном воздержании от пищи, ибо так постились Моисей, Илия и сам Иисус Христос.

21. О пище.

В пищу можно употреблять все, кроме животных, запрещенных в писании, как-то: свинины, рыбы, не имеющей чешуи и прочее.

21. О христианской свободе.

"Где Дух Господень, там и свобода", говорит св. апостол Па­вел (2.Кор. 3-17). Следовательно, основанием нравственной жизни истинного христианина должна быть свобода, независимость от че­ловеческих принуждений.

23. О властях земных.

Мирския власти благодетельны на земле и поставляются Богом, но Господь сказал о христианах: "они не от мира сего, как и Я не от мира сего" (Иоан. .17-14). Посему чада света сами стараются жить по заповедям Христа.

24. О присяге и войне.

Исполняя заповеди Божественныя, мы духовные христиане не имеем нужды в заповедях человеческих и должны избегать исполнения тех законов, которые противоречат учению слова Божия; так мы должны избегать, например: рабства помещикам, войны, военной службы и присяги, как дел, не позволенных св. писанием.

25. О странноприимстве.

Так как невозможно открыто противиться духовенству и правительству, то духовные христиане, подражая первым христианам, мо­гут скрываться от него, а братья их по вере обязаны принимать их и укрывать, исполняя заповедь писания: "стараго и младаго между стенами твоими сокрой" (З.Ездры 2-22) и подражая Аврааму, приняв­шего к себе в кущу трех странников, и блуднице Раав, укрывшей у себя соглядатаев еврейских.

 

Таково учение Уклейиа, заимствованное мною из книги Острожн. раскольн. Ливанова. Пусть все духовные христиане настоящего вре­мени проверят свое учение, не отступили ли они назад от учения Уклейна, одного из родоначальников духовнаго христианства.

Дух. хр. Аарон Аф. Кругов. С. Астраханка Таврич. Губ.

Из журнала "Духовный Христианин" № 6 июнь 1907 г. Стр. 56-60.

[Главная страница][Оглавление]