[Главная страница][Оглавление]

Сергей Конторович.

ИОВ


Суть проблемы книги Иова в том, кто же, собственно, Бог. Мы утратили понимание божества, а вот у Иова оно самое, что ни на есть, реалистичное. Мы рассматриваем Бога, как равного нам. Но это не так. Бог         дал и Бог взял – не поэтическая фраза, и не поговорка темной личности "от   безысходности, неразвитости и забитости". Это весьма реалистичный взгляд на вещи действительно верующего человека.

·  Раз    есть Бог.

·  Раз    Он сотворил все.

·  Раз    все принадлежит Ему.

·  Раз    Он решает, кому и что дать.

·  Раз    и после этого Он остается владельцем всего

·  Значит, Он имеет право и забрать.

Важно не спорить с правом Бога давать и забирать. Такое право собственника мы не оспариваем даже в наших человеческих отношениях. Важно попытаться понять:

а.  Зачем Он дает,

б.  Зачем Он забирает.

Для тех, кто выбирает все же торги с Богом, и обвинения в Его адрес, замечу, что те, кто считают себя в силах с Ним бороться либо глупы, либо не верят, что Бог есть. Первое предположение рассматривать не имеет смысла. А тем, кто считает, что Бога нет, скажу: предположим, что Его нет. Но остаются: страдания, потери, горе, болезни, смерть... Ну, что ж, тогда ведь вам не с Кем спорить, не у Кого искать справедливости. Вам не у Кого спросить: "За что?" или "Почему?"... Тогда что вы тут у нас, дурачков, пытаетесь выяснить? Идите, живите, старайтесь получать от жизни максимум удовольствия, пока в вашей жизни где-то не хрястнет, пока кто-то родной не заболеет или не погибнет, пока вас самих не настигнет страдание.... Тогда не плачьте – ибо в этом нет смысла, не говорите красивых слов – а в этом какой смысл, не проявляйте мужества – и это бессмысленно, не взывайте к состраданию – не мешайте людям получать от жизни удовольствие, пока у них в жизни все хорошо... пока у них не хрястнуло.

Теперь рассмотрим ситуацию, описанную в книге Иова. Есть Бог, и Он владелец всего, что существует. Он добр. Он дает много хорошего. Люди пользуются этим хорошим. И никто не говорит: "Как нам хорошо. Поищем-ка Того, Кто нам все это дал, чтобы сказать выразить Ему благодарность". Все пользуются пока... ну пока не хрястнуло, короче.

Однако есть вот такой Иов. У него все хорошо, и он знает, что это дал Бог. Похоже, Иов не очень благодарный, но все же он старается помнить, Кто ему все это дал. Ведь испортить отношения с Богом – значит лишиться благ, которые Он дает. В общем, Иов эгоистичен, как все мы.

Приходит сатана, и говорит: "Бог, а ведь Ты просто подкупил тех, кто поклоняется Тебе. Они служат Тебе не из чувства справедливости, что все создано Тобой и принадлежит Тебе, а из корысти". Бог говорит в ответ: "Ты судишь всех по себе, сатана. Люди, которых Я создал, не так плохи. Они не все корыстны, не все предатели и сластолюбцы, не все трусы и подонки... Они способны к подвигу, у них есть чувство высшей справедливости, они могут быть верными и мужественными, и некоторые из них действительно ищут истину. Они могут поклоняться Мне не только потому, что Я даю им блага, но и из любви к Истине. Я – Истина. Я – Тот, Кто все сотворил. Без меня не двинется ни звезда, ни микроб. И есть те, кого интересует не только бутерброд с колбасой, пиво и девочки, но и те, кто готовы идти "долиной смертной тени", чтобы разобраться в вопросах бытия". И Бог погружает Иова в пучину вопросов, которые не задают сытые и благополучные люди.

Иов переживает ужасную борьбу с самим собой. Он близок к тому, чтобы поменять все местами. Обратить свою благодарность Богу за Его блага в то, чтобы Бога рассматривать как должника своего благочестия. Он близко подходит к этому состоянию. Но все же не переступает черту, предпочитая поиск Истины примитивным и схематичным толкованиям друзей.

Бог друзей Иова – раб человеческих мерок. Они правильно говорят. Но это – не вся правда. Поэтому бог друзей Иова по плечо им. Они все о нем знают. Он предсказуем, объясним, понятен... и, что самое главное – управляем. Хочешь, чтобы у тебя все было – веди себя хорошо. И тогда Богу ничего не останется, как дать тебе то, что ты хочешь. Если у тебя нет того, что тебе нравится – значит, ты что-то делаешь не так. Исправься, играй по правилам – и Бог будет играть по твоим правилам и даст тебе все, чего у тебя нет или чего ты лишился. Это не Бог Всевышний. Это – джин арабских сказок. Раб бутылки и хозяина бутылки. Он играет по правилам хозяина бутылки и выполняет все его желания. Бог же Всевышний – Сам является Законом для всего, что Он создал. Если мы не живем по Его Законам, то Ему мы не причиняем вреда. Мы причиняем вред себе. Если мы исполняем Его волю – мы не делаем Его нашим должником. Мы только делаем то, что Он предназначил нам делать, когда создавал нас.

Иов простым ответам предпочитает выяснить все до конца, чего бы это ни стоило. И у него вдруг как бы наступает прозрение. Он и сам раньше верил как его друзья. А теперь видит всю несостоятельность такого "богословия". Он видит, что жизнь оказывается сложнее, а Бог непонятнее, чем казалось до сего дня.

 Он требует "личной встречи" и получает ее! И познает Бога в Его Воистину Божественном величии и праве. Тот, Кого Иов узнает в конце пути – Воистину Бог, а не раб наших убогих представлений о божестве. Это воистину Тот, Кто словом созидает и разрушает миры. И этот самый Бог хочет, чтобы мы, как и Иов, захотели не пустых разговоров "о Нем", а личной встречи с Ним. Он хочет, чтобы мы познакомились с Ним лично. Для этого Он и выковыривает нас из наших ракушек состоящих из эгоизма, лжи, лицемерия, тщеславия, религиозности, да и просто глупости.


 

[Главная страница][Оглавление]