[Главная страница][Оглавление]

ВПРОЧЕМ

БЛИЗОК ВСЕМУ КОНЕЦ

А.П. Фомичев.

На земле все временно и относительно, на небесах всё вечно и абсолютно.

"Впрочем близок всему конец" (1Пет 4:7). Не правда ли, заманчивое выражение Апостола Петра для рассуждения! В общем контексте Писания и плана Божия, вроде, понятно, о чем говорит Петр, но настораживает всеобъемлющее выражение "всему конец" (не слишком ли?). Хотелось бы конкретизировать намеки Петра. Пользуясь тем, "что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум" (1Ин.5.20), попробуем уразуметь смысл слов "всему конец" и вспомнить, что есть всему начало. Сразу возникают вопросы: Чему конец? Кому конец? Когда конец? Если Петр имеет в виду второе пришествие Иисуса Христа, то это является не концом, а скорее началом!

Иной читатель может подумать: "Стоит ли рассуждать о такой короткой и сравнительно простой фразе?" Стоит! Иногда очень назидательно рассуждать о значении даже одного лишь слова. В нашем случае, необходимо разобрать эту короткую фразу хотя бы потому, что "в миру" имеется неправильное, но устойчивое понятие слова "конец". Например: "конец света". Конца света не может быть, потому что "Бог есть свет", а Бог бесконечен! В связи с клинической смертью говорят, что пришел всему конец для умершего. Это также неверно, ибо написано: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9.27). Другими словами, после смерти человечество ожидает два воскресения, а за ними вечность (в аду или в раю).

Выражение Петра "всему конец" заманчиво своей туманностью, хочется знать конкретно, чему конец и когда конец? Если все это увязать со вторым пришествием Иисуса Христа, то более конкретно об этом раскрыто в вопросе учеников, заданным 2000 лет назад на горе Елеонской (где присутствовал и Петр): "Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мф.24.3). Здесь учеников конкретно интересовало: кончина века, время и признаки второго пришествия. Иисус, как Сын Божий, мягко, с любовью частично удовлетворил их интерес. Он перечислил много признаков Своего пришествия, но не назвал даты: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф.24.36). Хочется отметить, что Иисусу Христу не нравилось маловерие учеников и в связи с этим их назойливость, поэтому при повторном любопытстве Христос довольно резко осадил их: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян.1.7).

Для дальнейшего размышления, полезно посмотреть, как толкуется слово "конец" в словаре русского языка: "предел, последняя грань чего-нибудь в пространстве или во времени". Да! "что-нибудь" имеет предел и конец, но Творец, создавший это "что-нибудь" вечен и не имеет ни начала, ни конца, как само пространство и время! Выражаясь Библейскими категориями, можно сказать так: физические тела и объекты и процессы, происходящие в них и с ними, имеют начало и конец, т.к. над всем этим стоит вечный Творец Господь Бог: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец" для всего сотворенного, "ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2Кор.4.18).

Вечен Бог, безначально и бесконечно пространство и время, незыблемы и планы Божий. Они живы и действенны в своём развитии, непоколебимы в своем выполнении и вечны, потому что вечен их Творец! Но общий вечный Божий план состоит из промежуточных этапов развития, которые могут быть конечны. Поэтому осторожно и вдумчиво необходимо относится к словам Петра "всему конец", тем более что его послание обращено не к вечному Богу, а к человеку! (Кстати, у Иисуса Христа, в обращении к Отцу и к людям существует принципиальная и существенная разница).

В продолжение рассуждения о словах Петра, подключим слова Павла: "Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное, ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит" (Евр.10.37). В этом же послании Павел объясняет, к кому придет Грядущий: "так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во втором раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" (Евр.9.28).

Что общего в этих рассуждениях Апостолов? Время! Петр: "впрочем близок", Павел: "еще немного, очень немного" и произойдет важное событие. Петр загадочно(угрожающе это событие преподносит как всему конец. Павел не называет это концом, это скорее начало т.к. придет грядущий по обещанию для ожидающих! Какая ясность у Павла! Остается только готовиться и ждать! А может, в туманности и загадочности Петровского выражения кроится изюминка и привлекательность того, чтобы люди ДУМАЛИ, и не повторилась ситуация, как перед потопом: "И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех" (Мф.24.39). Но вспомним стихи, где в более конкретной ситуации применяется слово "конец": "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец" (Мф.24.14). (Иисус не сказал: "всему конец"). В последние годы, распространение и проповедь Евангелия проходит очень активно, и наша задача, как "соработников у Бога" (1Кор.3.9) наращивать эту активность, ибо скоро благовестию придет конец. "И сказал им (Иисус): пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий ДЕНЬ кончу" (Лк.13.32). А Петр, объясняет, как надо понимать день по Божьему: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет.3.8)

Так что, возлюбленные братья и сестры, третий день начался. Осталось за малым: знать бы час, когда Иисус придет! Интересно отметить, Петр предупреждает нас что "близок всему конец", а сам на горе Елеонской интересовался несколько другими моментами (более конкретными): "Какой признак Твоего пришествия и кончины века". Иисус частично удовлетворил его любопытство, Он перечислил много признаков Своего пришествия. Некоторые уже исполнились, другие в стадии исполнения и близки к завершению.

Но какая кончина века (единственное число) интересовала учеников? По человеческим понятиям век ( это столетний период. По Библейским понятиям это несколько больше, и они неоднозначны. Был допотопный век, затем век патриархов и его сменил век закона Божия. Они были нужны, каждый по-своему важны, но они были подготовительными. С приходом на землю Иисуса Христа начался век спасительной благодати, который длится, слава Богу, по сей день, но и ему придет конец. Вот какой "конец" имел в виду Петр в своем послании, так как дети Божии знают, что этот "конец" является началом совершенной вечности с Господом! Главное для ожидающих быть готовыми к этому "концу-началу". А для нетерпеливых Петр дает удивительное объяснение и поддержку: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Птр.3.9).

Хочется обратить особое внимание на соединительный союз "впрочем" (впрочем близок всему конец). В самом предложении соединять нечего, но в контексте всего Евангелия он соединяет первое пришествие, разъясняя и соединяя конец сего века с грядущей вечностью: "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном" (От.21.5 и 7). Сравните слова Петра: "всему конец" и слова Сидящего: "Побеждающий наследует всё". Сидящий говорит о начале. О начале, или точнее, о продолжении напоминал и Павел: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1Кор.15.51-53).

И в заключение приведем высказывания Иисуса и Петра на одно и то же предстоящее событие: "Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого... не думали.... Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь наш придет" (Мф.24.37-42). "Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" (1 Петр.4.7). Оба предупреждают и советуют: думайте, бодрствуйте и молитесь! И еще напрашивается вывод: в человеческом понятии начало и конец это разные точки в пространстве и времени; Но у Бога частенько не так как у людей. Одно событие, в пространстве и времени, безначального и бесконечного Божества будет для одних людей концом, а для других началом! Поэтому, если в словах Петра "конец" заменить на "начало", думаю, ереси не будет. "Се, гряду скоро (для ожидающих ( начало) и возмездие Моё со Мною (для неготовых ( конец) чтобы воздать каждому по делам его" (От.22.12).

Братья и сестры! думайте, бодрствуйте, молитесь!

Я ПОШЛЮ НА ЗЕМЛЮ ГОЛОД.

Ам.8,11

Се стою и стучу,
Терпеливо стучу в твою дверь.
Ты открой, Я хочу.
Но не медли, открой ты теперь.
Знаю, слышишь ты стук,
Благодати сигнал,
Сам ты должен открыть:
Час спасенья настал!
Этот стук не всегда,
До поры Он стучит,
И тогда навсегда
Этот стук замолчит.
Вот тогда, может, ты
Будешь громко стучать,
Но закроют врата,
И Он будет молчать.
Будет глад на земле,
Слово будет молчать,
И ты словно во тьме
Будешь тщетно взывать.
Поспеши, человек!
Господь любит скорбя.
Двери сердца открой,
Он обнимет тебя.
Он обнимет тебя,
С Ним спасенье найдешь,
Во взаимной любви
Мир, покой обретешь.
Стоит у каждой Он двери,
Стучит упорно, терпеливо.
Проснись! Запоры отопри,
Смири ты сердце горделиво.
Пусти на трапезу Его,
И наравне ты с Ним покушай,
Прими спасенье от Него,
Благую весть Его послушай.

Апрель 2002г.

[Главная страница][Оглавление]