[Главная страница][Оглавление]

ПРИЧАСТИЕ.

П.А. Петров

Этот обряд, как и крещение, является одной из преград, которыми люди отделяются друг от друга. Начинается с названия обряда. Одни именуют его причастием, другие преломлением хлеба, иные вечерею Господней. Поскольку в Писании нет подробного описания обряда, богатая фантазия людей воздвигает преграды не только по названию, но и по форме. Одни совершают этот обряд каждое воскресение, другие - раз в месяц, иные - раз в три месяца и, наконец, - один раз в год, в так называемый "чистый четверг". Одни утверждают, что нужно употреблять только пресный хлеб, и притом "приготовленный руками человека, исполненного Святым Духом" (Проповедь В. Брангама), другие пекут просвирки, третьи изготовляют специальные облатки для "мирян", а некоторые употребляют обычные булки, продаваемые в магазинах, испеченные из кислого теста. Находятся и другие причины для разделения. Было бы желание ( причина всегда найдется, тем более что для установления перегородок не требуется внимательного изучения Писания.

Оставив в стороне все эти разногласия, обратимся к Писанию и посмотрим, что оно говорит о причащении.

Апостол Иоанн ограничивается только замечанием, что все, описываемое им в главах с 13 по 17, происходило "во время вечери" (Иоан.13.2). О порядке же трапезы Иоанн делает замечание только в связи с предательством Иуды. Отвечая на вопрос: "Кто это?", - Иисус сказал: "Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам". И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана (Иоан.13.26-27).

Описание вечери находится еще в Первом Послании Апостола Павла к Коринфянам, в 11 главе, 23-25 стихах. "Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание".

Итак, мы имеем четыре описания того, что происходило во время последней пасхальной трапезы Иисуса с Апостолами. По свидетельству Евангелистов Матфея и Марка ученики ели пасху, и это означает, что они ели испеченное на огне мясо жертвенного пасхального агнца, который прообразовал предстоящую жертву Иисуса Христа. Слово "ели" указывает на то, что та трапеза ничего общего не имела с современными обрядами преломления или причащения, потому что по закону Моисея агнец по величине брался по принципу: "сколько каждый съест", участники пасхальной трапезы должны разделиться, чтобы агнца хватило на группу" (Исх.12.4). То есть, каждый ел до насыщения, а если оставалось, то было повеление: "Оставшееся от него до утра сожгите на огне" (Исх.12.10).

При каждом жертвенном агнце должна была приготовлена "десятая часть ефы... приношения хлебного" (Числ.23.20-21). Поэтому и мяса и хлеба было достаточно, чтобы каждый наелся до полного насыщения. Это подтверждается описанием преломления хлеба у первых Христиан: "И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца". "В веселии" означает то, что эти трапезы ничего общего не имели с поминальными обрядами, ибо "возвещать смерть Господню" (1-е Коринф. 11.26) "в веселии", по меньшей мере, неприлично. Поэтому необходимо понять, что в повелении Иисуса: "сие творите в Мое воспоминание" заключен глубокий духовный, а не вещественный смысл.

Прежде всего, нужно разделять: что Иисус повелел творить ученикам, и что творил Он Сам. Во всех случаях, когда в Писании говорится о преломлении хлеба (Матф.26.26, 14.19, Лук.9.16, 22.19, Марк.8.6, 14.22, Лук.24.30, 1Кор.11.23-24), Иисус преломлял хлеб Сам и ни в одном случае не поручал это делать кому-либо из Своих учеников. Так, когда Иисус накормил пятью хлебами пять тысяч человек (Мф.14.19-20), или семью хлебами ( четыре тысячи (Марк.3.6-8), никто кроме Него не смог бы сделать такого чуда, хотя народ и не понял этого. Укоряя их, Иисус сказал: "вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились" (Ин.6.26).

Следует обратить внимание на одну подробность: все четыре Евангелиста свидетельствуют: "взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу" (Мф.14.19, Мр.6.41, Лук.9.16, Ин.6.11). На последней пасхальной вечере Иисус также Сам "взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое" (Мф.26.26), "которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание" (Лук.22.19). Смотрите, какое сходство. В первом случае Иисус Сам, преломив хлебы, дал ученикам, которые, приняв хлеб, раздали его народу. Во втором случае Иисус также Сам, преломив хлеб, раздал ученикам, сказав: "примите, ядите" и "сие творите". Когда слова "сие творите" относят к преломлению, делают ошибку. Преломление делал Сам Иисус, а ученики должны были принять и есть, что они и делали, что повелел им Иисус делать и впредь.

Возникает вопрос: теперь Иисус умер, воскрес и вознесся на небо; кто же теперь вместо Него должен преломлять для нас хлеб? Ведь Он никому не поручал это делать. Обратим особое внимание на слова, с которыми Иисус подавал преломленный хлеб ученикам: "сие есть Тело Мое, которое за вас предается", или, как передает Апостол Павел: "за вас ломимое" (1Кор.11.24).

Давая повеление ученикам: "сие творите", Иисус обещал дать преломленный и благословенный хлеб, говоря: "Я есмь хлеб жизни" (Ин.6.35), и "Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Ин.6.51). Сказав: "Сие есть Тело Мое", Иисус указал Апостолам на прообразное значение не только агнца закланного, но и преломленного хлеба, который был при нем. И если агнец страдал несколько минут при заклании, то Тело было ломимо многократно, как хлеб, при каждом куске, который от него отламывают. Тем самым Иисус указал Апостолам на величину Своих страданий ради спасения мира. Его Тело было ломимо на суде у первосвященника Анны (Ин.18.13), потом у Каиафы (Ин.18.24), в синедрионе (Лук.22.66), у Пилата (Лук.23.1), у Ирода (Лук.23.7), снова у Пилата (Лук.23.11) и, наконец, на Голгофском кресте, в продолжении от часа третьего (Марк.15.25) до часа девятого (Марк.15.24), что составляет около шести часов самых ужасных страданий, боль и ужас которых невозможно представить.

Так Иисус Христос обещал и так дал Апостолам, а чрез них всему миру, хлеб преломленный ( "пищу, пребывающую в жизнь вечную".

Если при рождении Его "Слово стало плотью" (Ин.1.14), то по воскресении Его Плоть стала Словом, и Он перед Своим вознесением сказал ученикам: "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый" (Деян.1.8), то есть, дал обетование, через которое мы "соделались причастниками Божеского естества" (2Пет.1.4). Это обетование исполнилось в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на учеников, а затем и на три тысячи душ, принявших от них "Хлеб жизни" ( "Слово Его". Произошло то же самое, что и при чуде умножения хлебов. Христос излил Духа Святого, и чрез Него Слово Свое на учеников, а те Слово раздали народу, "и ели все и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных" (Мр.14.20). Эти "остатки" и теперь Христос чрез Писание и верующих "раздает" всем людям. Каждому же человеку необходимо "принять и есть", и он станет "причастником Божеского естества" в осуществление обетования Божия: "Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6.16).

Таким образом, Бог ( Отец чрез Сына Своего ( Слово и Дух Святой вселяется "во внутреннем человеке" (Ефес.3.16). В этом и заключается истинное причастие, в котором все без исключения верующие причащаются от "одного хлеба" (1Кор.10.17), и "мы многие ( одно тело" (Рим.12.5, 1Кор.10.17, 1Кор.10.12) , потому что у нас "один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Ефес.4.5-6).

По обряду же причащения у всех разный хлеб, разные обычаи и правила, и тело не одно, а разделенное на множество тел ( течений, зачастую враждующих между собой. Да поможет нам Господь быть в единстве не через обряд причащения, не через "немощные и бедные вещественные начала" (Гал.4.9), а чрез истинное причащение быть едиными причастниками Божеского естества в Боге Отце, Сыне ( Слове и в Духе Святом.

Иногда можно слышать, что значимость обряда преломления доказывает то, что два ученика, шедшие в Эмаус, узнали Иисуса "в преломлении хлеба" (Лук.24.35). При этом упускается из вида, что оба эти ученика не были в числе Апостолов и не присутствовали на последней вечери. Это ясно из того, что они, возвратившись в Иерусалим, "нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними" (Лук.24.33). Ясно, что они узнали Иисуса не потому, что видели, как Иисус "устанавливал" обряд преломления, а по какому-то характерному для Иисуса жесту, с которым Он совершал неоднократно преломление хлеба во время обычных трапез со Своими учениками. И этот случай никакого отношения к обряду преломления не имеет.

Первые Христиане "каждый день пребывали в храме" (Деян.2.46) на поклонении Богу. Они постоянно пребывали в учении Апостолов (Деян.2.42), которые раздавали им данный Иисусом Христом и преломленный Им хлеб жизни, сшедший с небес, то есть, были в преломлении хлеба духовного, в молитвах, в общении. Во исполнение повеления Иисуса: "сие творите в Мое воспоминание" они вновь и вновь вспоминали своего Учителя, Его учение, Его жизнь, смерть и воскресение. Так, совершая духовное преломление духовного хлеба, Апостолы "смерть Господню возвещали", о чем свидетельствует речь Апостола Петра в день Пятидесятницы (Деян.2.22-24). Так совершалось преломление духовного хлеба в Иерусалимской церкви.

Так как верующие "имели все общее" (Деян.2.44), то и прием пищи или "преломление хлеба" естественного, было общим, оно "совершалось "по домам" (Деян.2.46) и, очевидно, не один раз в день. При этом каждый вкушал до насыщения, как и на пасхальной вечери. Так совершалось в Иерусалимской церкви преломление естественного хлеба, как общие трапезы.

Постепенно, с течением времени и распространением христианства по другим городам и странам, в других церквах имущество членов общин не обобществлялось. Общие трапезы делались не постоянно и не ежедневно, как в Иерусалиме, а периодически, как в Троаде, где ученики собирались для преломления хлеба, то есть общей трапезы, "в первый день недели" (Деян.20.6-7).

По мере того, как в христианстве среди "пшеницы" прорастали "плевелы" (Мф.13.24-30), в Коринфской церкви они извратили характер общих трапез. Обличая их, так писал им Апостол Павел: "Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?" (1Кор.11.20-22). По-видимому, количество приготовляемой для общей трапезы пищи было недостаточно, чтобы насытить всех, поэтому всякий поспешал прежде других есть свою пищу. Это не кусочек, отломленный пресвитером или самим вкушающим, и не просвира определенного размера, и не облатка, а пища, которую ели, "так что иной был голоден, а иной упивался". Таковые "плевелы" вместо того чтобы по слову Божию "разделить с голодным хлеб" (Исай.58.7) съедали пищу других, оставляя их голодными, и тем показывая "плод" свой (Мф.12.26).

Но лукавый не хочет, чтобы его дети (Ин.8.44) были обнаружены по их плодам, и потому побудил людей так изменить трапезу, чтобы "плод" не мог проявиться. Пища превращена в маленький кусочек хлеба и глоток вина, которыми ни насытиться, ни напиться невозможно. Так "трапеза Господня" (1Кор.10.21), "вечеря Господня" (1Кор.11.20), превращена в обряд, в некое священнодействие, доходящее до идолопоклонства и утверждения, что хлеб и вино превращаются в действительные Плоть и Кровь Иисуса Христа, чем материальные хлеб и вино обожествляются.

Апостол Павел, укоряя Коринфян за искажение вечери Господней, имел в виду духовную вечерю. Это видно из следующих слов: "кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1Кор.11.28-30). Материальные хлеб и вино сами не осуждают кого-либо. Их можно есть в осуждение, когда кто-либо со стороны, видя, что вкушаются они недостойно, осудит вкушающего. Апостол же пишет: "ест и пьет осуждение". Сам хлеб и вино осуждают его. Осуждать может только духовный хлеб ( Слово Божие. Так, написано: "ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1Кор.6.9-10). Сим Слово Божие само осуждает того, кто "вкушал" его, читая или слушая недостойно, делая что-либо из перечисленного, или иное зло.

Когда мы "вкушаем Слово Божие", должны рассуждать о Теле Господнем. Не о том, какого цвета были Его глаза или волосы, какого Он был роста и тому подобное, а об Его учении, Его заповеди, о Его страданиях и о том, как мы исполняем то, что Он повелел нам. Если же "вкушая" не рассуждаем, то продолжаем грешить. В этом случае мы больны грехом, немощны, чтобы оставить его, и даже умираем - делаемся "мертвыми по преступлениям и грехам" нашим (Ефес.2.1). Но едва ли можно указать такой случай, когда кто-либо заболел или умер от кусочка хлеба или от глотка вина, если они были доброкачественными.

Духовные Христиане, помня слова Христа: "Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6.33), - принимают преломленный Иисусом Христом хлеб Божий - исследуют Писания, которые свидетельствуют о Христе, возвещают Его смерть и воскресение (Ин.5.39). Духовные Христиане прежде всего ищут "дух и жизнь", а не немощные и бедные вещественные начала.

Духовные Христиане ничего не имеют против общественных христианских трапез, в которых главное и основное ( "пища, пребывающая в жизнь вечную": чтение Слова Божия, беседы, пение псалмов и других текстов Библии, молитвы. Материальная же пища имеет второстепенное значение, способствуя тесному любвеобильному общению друг с другом.

[Главная страница][Оглавление]