[Главная страница][Оглавление]

Пророки и пророчество.

Петров С.П.

1Кор14.1: Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

Пророчество - духовный дар, о котором Апостол Павел советует ревновать, и это означает, что христианин должен ревностно добиваться его, страстно стремиться получить, усердствовать для достижения этой цели. На мой взгляд, многие христиане неправильно поняли Павла, и отсюда не только разногласия в среде верующих, но и заблуждения, уводящие в сторону от той благодати, к которой призывает нас Апостол. Одни считают, что пророчество, является особым даром для особых людей, а посему нам, обыкновенным смертным, просто бесполезно, если не сказать больше - кощунственно просить его. Поэтому они не рассматривают слова Апостола как призыв, обращенный непосредственно к ним, и не ревнуют об этом даре. Другая категория людей, опираясь на слова: "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать..." (Иоил.2:28, Деян.2.17), считают, что дар пророчества доступен обычному христианину, и поэтому страстно желают получить его. Но, к сожалению, мы не всегда правильно трактуем термины Священного Писания. И не правильно поняв, что такое пророчество, мы, естественно, стремимся получить не то, к чему призывал нас Павел. Итак, необходимо понять, что есть пророчество, чтобы ревновать об этом даре, и просить у Бога того, что угодно Его воле, но не нашей (1Ин. 5:14).

Кто есть пророк? Гадатель, прорицатель, предсказатель будущего? В словаре Архимандрита Никифора читаем: "Под словом пророк вообще разумеется, во-первых, люди, предсказывающие будущее, во-вторых, лица, люди, возвещающие людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Св. Духа (1 Кор.14.3)" (Библейская энциклопедия. Москва. 1891г.). Часто пророки, действительно, предсказывали будущее, ближайшее или отдаленное, и это побуждает понимать под словом "пророк" человека, способного к предсказанию. Однако это не всегда так. Пророк в библейском, а не обыденном понимании этого слова скорее глашатай, глашатай воли Божьей, если это Божий пророк, или глашатай своей воли ( лжепророк. К лжепророкам можно отнести и тех, кто являлся глашатаем ложных богов (например, пророки Ваала, 3 Цар.18.19).

Кто был пророком Моисея? Аарон (Исх.7.1): "Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком". Почему Аарон назван Моисеевым пророком? Моисей был косноязычен (Исх.4.10). Когда он сослался на это, Господь сказал: "Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?" Но Моисей снова просил Бога послать другого человека, и тогда "возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить... ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога" (Исх.4.10-16). Ясно, что Аарон был пророком скорее не потому, что возвещал будущее, а потому, что возвещал Египетскому фараону, а затем народу Божьему слова Господни. Бог, конечно, мог говорить и чрез Моисея, несмотря на то, что тот был косноязычен, но по просьбе Моисея Он дает ему другого человека, который должен говорить то, что говорил ему Моисей, а Моисею говорил Бог. Поэтому точнее - Аарон был не Моисеевым пророком, он был пророком Господним, и был дан Моисею как сподвижник, способный восполнить его природный недостаток ("быть его устами", его пророком). Итак, Аарон был пророком потому, что "прорекал" слова, которые Господь влагал в его уста. Назван же он Моисеевым пророком потому что говорил за Моисея. Он был пророком скорее от слова "прорекать", чем "предрекать".

Я не утверждаю, что слово "пророк" имеет смысл только "глашатай". Нет, слово это имеет множество оттенков, оно применяется также и в значении "предсказатель". Но, как я понимаю, в Библии это слово употреблено часто именно в значении "глашатая", а поскольку Господь через пророков много говорил народу Своему о грядущем, эти два смысла слова как бы сливаются. Поэтому я вполне могу согласиться с Архимандритом Никифором (см. начало статьи), разве только, я поменял бы местами "во-первых" и "во-вторых", когда речь идет не о пророках вообще, а о пророках Господних.

Апостол Павел начинает Послание к Евреям словами: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне" (Евр.1.1-2). В пророках, а впоследствии в Сыне Бог возвещал Свою волю. Все пророки Ветхого Завета, так или иначе, прямо или с помощью аллегорий, предсказывали пришествие Мессии. Вот почему "все пророки и закон прорекли до Иоанна" (Мф.11.13), то есть, до явления Христа - Мессии. А тогда, как же Апостол Павел призывает ревновать о даре пророчества, если все уже проречено? Мне кажется, ответ на этот вопрос надо искать в предыдущей приведенной цитате - Евр.1.1-2. В последние дни Бог говорил в Сыне. "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины", - пишет Евангелист Иоанн, и это явление есть нечто большее, чем то, когда Бог влагал Свои слова в уста пророков. С явлением Мессии то, о чем предсказывали пророки, исполнилось в Иисусе Христе, и наступило время, когда Бог начал говорить в Сыне.

Возникает вопрос: если Апостол Павел призывает ревновать о даре пророчества, значит ли это, что Бог, "говоривший издревле отцам в пророках" и "в последние дни сии говоривший нам в Сыне", снова возвращается к тому, чтобы говорить в пророках? Не думаю, хотя бы потому, что здесь стоят слова "в последние дни". Можно, конечно, рассматривать эти слова как указание на время жизни Павла и его современников, но, скорее всего, здесь речь идет все же о последнем времени процесса спасения и искупления человечества, о последнем времени в войне греха и праведности, рабства и освобождения. В последнее время Бог говорит в Сыне и это "последнее время" продолжается доныне.

Как говорит? Когда Иисус Христос учил Своих учеников и окружающий народ, все могли слышать Его голос, спрашивать, если что было непонятно. А как сейчас? "В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него" (Ин.7.37-39). Водой живой Иисус Христос называл Слово Божие, а его источником - Дух Святой, которого имели принять верующие в Него (Христа). Так было и издревле, "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2Пет.1.21).

Но обратим внимание на существенную деталь. Господь сказал: "Кто верует в Меня" и "Которого имели принять верующие в Него". Дар Святого Духа и вера - рядом, и это не случайно. "Верою вселиться Христу в сердца ваши", - пишет Апостол Павел (Еф.3.17), а стихом выше: "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке". Это исполнение обетования: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин.14.26). Сопоставляя эти стихи, видим, что оказывается, не прекратилось время, когда Бог говорит в Сыне, но наступило время, когда верою Христос вселяется в сердца Духом Святым, и говорит чрез уста верующих. Верующие таким образом выполняют роль пророков, прорекают Слово Божие, доносят свидетельство Иисуса до окружающих людей.

Часто люди под крещением Духом Святым понимают получение даров Святого Духа (пророчество, говорение на иных языках и т.п.). Это не совсем так. Крещение Духом Святым это погружение в Тело Христово (1Кор.12.13), которое есть Церковь Его (Кол.1.24). Многие думают так: покаялся человек - он дитя Божие, он получил спасение, но еще не крещен Духом Святым. Крещен же будет лишь тогда, когда получит свидетельство (говорение на иных языках, и т.п.). Но это не так. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.8.9). Само спасение возможно только через погружение (крещение Духом) посредством веры во имя Господа, в Тело Его. Здесь и покаяние, и обращение, и запечатление обетованным Святым Духом. Будучи членом Тела Христова (Церкви), христианин получает дары Духа, выполняя ту или иную роль (по подобию обычных, физических членов тел наших: глаз, ушей, рук и т.д., см. 1Кор.12 гл.). Вот почему ефесяне под впечатлением красноречивого мужа Аполлоса, учившего о Господе правильно, но знавшего только крещение Иоанново (покаяния) (Деян.18.24), крестились этим крещением, а Святого Духа не получили (Деян.19.2). Покаявшись, они не погрузились во имя Христа, не назвали Иисуса своим Господом (1Кор.12.3). И лишь когда они крестились (Духом) во имя Господа (Деян.15.5) Дух Святой сошел на них, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

А как, вы думаете, они пророчествовали? Наверное, когда мы имеем в виду пророков, представляем себе какого-то особого человека, обязательно внешне отличающегося от обычных людей. Под воздействием внутреннего вдохновения этот человек начинает речь: "Так говорит Господь...", а дальше возвещает что-то, от чего мурашки по коже. Непременно так, а если иначе, то это не пророк, а обыкновенный проповедник, а если в личной беседе нам Бог что-то сказал чрез уста собеседника, это и вовсе, даже не проповедник. Я так не считаю. Нет, не форма важна. Бог вселяется в сердца верующих и чрез верующих доносит Слово Свое до наших сердец разными путями. Прочитал ли человек из Библии, объяснил ли текст Библии, или в другой форме донес до нас Слово Божие, все это пророчество, "ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества" (Отк.19.10). Свидетельство - основная функция христианина, облеченного во Христе силою свыше: "...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями" (Деян.1.8).

В том, как ревнуют о дарах духовных, включая пророчество, на мой взгляд, ошибочен еще и мотив ревности. Прочитал человек, что надо ревновать о даре пророчества, решил, что надо ревновать, и молится до исступления, пока не получает то, что принимает за пророчество. Считается, что дары Духа нужны для достижения "почести вышнего звания" (Фил.3.14). Представляю, как читатель может возмутиться: "а как же слова Христа: "Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?" (Лук.11.11)? Но, давайте повнимательней прочитаем Лук.11.5-13:
5. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6. ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7. а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12. Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него" (Лук.).

Обратим внимание на то, почему этот человек так неотступно просил три хлеба в полночь, когда надо спать, а не беспокоить соседей? Это что, была блажь его? Каприз? Проснулся в полночь и побежал к соседу, потому что ему вдруг захотелось иметь три хлеба? Нет! К нему зашел друг, зашел с дороги, наверное, голодный. Надо было накормить, а у него ничего нет. Вот почему такой визит в полночь, вот почему такая неотступность. Это не блажь, не каприз, а необходимость, связанная с гостеприимством, любовью и состраданием к страннику. А теперь обратимся к нашей ситуации. Нет ли вокруг нас таких же "голодных странников", которых надо накормить? Но нечем! Мы "косноязычны", подобно Моисею мы просим у Бога, чтобы он кого-то другого послал. "Господи, - молим мы - пошли какого-нибудь проповедника, чтобы он обратил к Господу нашего сына, внука, дочку, внучку...". Но, Господь, преподав эту притчу, делает заключение: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят, - а чтобы больше было уверенности, добавляет, - ...тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него". Без этой силы свыше наши слова - пустой звук. Только Слово Божие из источника воды живой может оживить, обратить, спасти!

Вот почему Апостол Павел призывает ревновать о дарах духовных, особенно о том, чтобы пророчествовать. Не потому, чтобы этим возвысить нас, а потому что это наиболее важное, нужное, необходимое. Не ищите славы ни у внешних, ни в церкви. Пророки всегда были в уничижении, ибо сила Божия совершается в немощи (2Кор.12.9). Павел призывает ревновать о даре пророчества, когда Слово Божие обитает с нами и в нас, чтобы нам из доброго сокровища вынести доброе (Лук.6.45) - три хлеба, чтобы накормить всякого странника.

г. Тамбов 2002г.

[Главная страница][Оглавление]