[Главная страница][Оглавление]

МОЛОКАНСКИЙ ПОП

/ Из книги Ф.В. Ливанова "Раскольники и Острожники" 1872 г./

1. Богдан Иванов.

Солнце стояло еще высоко на горизонте, когда я, путешествуя для знакомства с русскими сектантами, выбрался в июне 186. года из бесконечных степей и увидел пред собою большое молоканское село О.Г. /Орлов Гай/ Астраханской губернии. Ямщик поехал по селу шагом. На улице попадались мужики богато, по-сельски, одетые. Село видимо казалось полною чашею изобилия. На гумнах стояло по 30 копен хлеба; скота - глаз не окинет, дома дорогой цены, и все тесовые; пред домами прекрасные колодцы с водокачальнями; кабака ни одного, церкви тоже.

Через полчаса после приезда в эту богатую русскую степную колонию, я сидел уже в просторной избе молоканского попа Богдана Иванова. Лавки высокой, с чистыми стенами избы, устлались белыми кошмами, стол накрылся белою, как снег, скатертью и украсился огромною параллельною Библиею времен русского Библейского Общества, особливо ценимою молоканами... Такая обстановка всегда употребляется молоканами, когда они ведут беседу о предметах веры; для меня исключения сделано не было. Седые как лунь старики уселись по лавкам на белых кошмах вокруг стола и внимательно следили за нашим разговором.

- Так ты, Богдан Иванович, говоришь, - сказал я, - что вы, молокане, понимаете Бога лучше нас?

- Я не сказал, - ответил молоканский богослов, - что мы Его лучше вас понимаем, но подтверждаю, что понимаем Его хорошо.

Бог открывается нам во всём, вне нас и внутри нас сущем, как причина и цель всего; горе невидящим света! Мы во всем видим присутствие Его и вся красота, лепота и сияние мира есть только отблеск Его, Единого, Красивого, Лепотного и сияющего во славе Своей. Но во всей полноте истины Своей Бог открывается нам в нашем духе, ибо мы созданы по образу и по подобию Божиему, который состоит, по словам апостола в "правде и святости истины", и в духе нашем Бог открывается нам, как наша сущность начало, причина, свобода, истина и цель. Он всецело в нас пребывает и присущ нам, ибо мы "храм Бога живаго", и Бог в нас обитает, и мы в Нём.

Кроме этих двух откровений, из которых всякий разумом обладающий может познать Бога, мы познаем Его ещё из книги называемой Библией, ибо в ней видим всю глубину божественной премудрости и принимаем её, как непреложное руководство к Богопознанию. Библия рассказывает нам судьбы народа еврейского, но мы, кроме того, видим в ней боговдохновеный рассказ о постепенном возрастании человеческого духа в Богопознании, и потому, хотя эта книга и давно написана, мы считаем её вечно юною и неисчерпаемою. Последнею же священною книгою считаем Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова. Вот наши единственные источники в Богопознании; в них САМ БОГ открыл Себя нам, они Его истинно откровение! Кроме поименованных источников для Богопознания, никаких других не принимаем. Апостол Павел говорит: "Хотя бы мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема", потому и мы не придаём божественного значения преданиям и творениям отцов греко-российской церкви и не почитаем истинным учения их, "запрещающего вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением"

Богдан Иванович был учёный наставник молоканский, и видимо, обладал теологией

Огромная Библия в его руках перелистывалась, как азбука, так знаком был ему каждый лист Свящённой Книги!

2. Братство.

Вы вот своё общество называете "братством", - возразил я Богдану Ивановичу, скажите на милость: как же велика у вас братская любовь к ближним и как вы понимаете христианские обязанности?

- Извольте! Охотно! - ответил молоканский теолог. Чтобы сделаться хорошими людьми, а не пьяницами и скотоподобными существами мы должны быть" совершенны, как и Отец наш небесный". Божественный Учитель показал нам Свою жизнь, как нам достигнуть этого совершенства; и вся жизнь Его есть только раскрытие Его божественного духа, и была одною любовию к Богу и к ближнему. Он сказал нам, в чём состоит весь истинный закон Божеский и человеческий! На вопрос: "Какая есть большая заповедь? " - Он отвечал: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею" - вот первая заповедь; вторая подобная ей заповедь есть сия: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя, - в этом весь закон и пророки; и заповеди сии не тяжки": Бог Сам первый полюбил нас и вселился в нас. Он есть наша сущность, Он то, что в нас самое истинное и разумное. И потому нам легко и естественно любить Его, потому что только в любви к Нему познаём себя и делаемся тем, чем мы по природе своей должны быть, т.е. образом и подобием Божиим.

Любовь от Бога и всякий кто любит, рождён от Бога, потому что" Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём" Но с заповедью о любви к Богу связана заповедь о любви к ближнему ибо "Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И заповедь мы имеем от Него (Христа) таковую, чтобы всякий любящий Бога, любил и брата своего; кто не любит ближнего своего, тот есть враг Божий, понеже Бог есть человеколюбец, всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей!"

И любить мы должны не только делающих нам добро, но всякого человека. И любить мы его должны не за какую либо приязнь его к нам, но без разбора, как брата во Христе, как образ и подобие Божие, и не ради собственной пользы или наслаждения, но единственно ради любви Божией, ибо Бог возлюбил нас за ничто и без всякой корысти, и потому, кто любит ближнего своего для своей корысти, тот не имеет любви чистой, любви божественной.

Сам Христос Спаситель наш научил нас: "любите врагов ваших, благословляйте клянущих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас: да будите сынами Отца вашего небесного; потому что Он велит восходить Солнцу своему над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам добро делают - какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших и благотворите и взаймы давайте, ничего не ожидая; и будет вам награда великая, и вы будете сынами Всевышнего; ибо Он к неблагодарным и злым.

Но любовь наша к ближнему должна выразиться в делах: "любовь познали мы в том, что он (Христос) душу Свою положил за нас: посему и мы должны полагать души за братьев. А кто имеет богатство мира сего, но видя брата своего имеющего нужду, затворяет от него сердце своё, в том где любовь Божия? Ибо чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их несчастии". Не словом или языком должны мы любить ближнего, но делом и истиною". Ибо если, например, брат и сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь скажет им: пойдите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела, что пользы?

- Что же вы сделали и делаете для ближних? - спросил я.

- У нас нет нищих, ответили сидевшие вокруг стола, - нет сирот, непризрённых обществом. Мы сеем особые десятины для ближних и неимущих и убираем их общим трудом... Кто слушает слово Божие, - заключил беседу о братстве Богдан Иванов, - и не исполняет его, тот подобен человеку, видящему собственное лице своё в зеркале, который посмотрел себя, отошёл, и тотчас забыл каков он! Но кто вникает в закон совершенный и пребудет в нём, тот будучи не слушателем забывчивым, а исполнителем дела, блажен будет в своём действовании!

3. Молоканская иерархия.

Самый щекотливый вопрос верования молокан- это иерархия церковная. Как ни хотелось мне обойти этот вопрос, но мои собеседники сами навели разговор на эту тему. Ну, думаю себе, поговорим и об этом предмете. Богдан Иванов снова развертывает Библию и начинает такую речь.

"Глава церкви есть Божественный Учитель наш Иисус Христос, Которого Бог, "воскресив из мертвых", посадил одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота наполняющего всё во всём".

Никакого другого начальника веры и главы у истинной Церкви Христовой нет и быть не может, ибо если иметь другую главу, то она не Христова, а ежели не Христова, то и не истинная. Потому всякий, именующий себя главою Церкви, тем самым как бы хочет вступать в соперничество с единой истинной главою Церкви, со Христом и делается противником Христовым.

Архиерей и первосвященник истинной Церкви есть единственно Иисус Христос. "Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всем, кроме греха". И "Который воссел одесную престола величия на небесах".

Во время Ветхого Завета были священники из смертных людей, и "из них многие были священники, потому что смерть не допускала их оставаться таковыми. А Сей, поелику пребывает вечно и священство имеет непреходящее. Посему Он и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, дабы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы за свои грехи, потом за грехи народа. Ибо Он совершил сие однажды, принесши в жертву Себя Самого".

И не по собственному или чьему-либо произволу стал Иисус Христос Первосвященником Церкви истинной, ибо "никто сам собою не приемлет сей части, а только призываемые Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя", также и в другом месте говорит: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека", т.е. по избранию Божию.

Кроме Иисуса Христа никаких архиереев, первосвященников и священников в Новом Завете нет.

По примеру церкви времен апостольских мы собираемся для общественного богослужения и поклонения Богу. Для наблюдения принятого порядка при богослужении, для чтения Священного Писания, а также и для принесения молитв, каждая из наших местных церквей выбирает себе пресвитера или епископа / надсмотрщика / и к нему двух помощников, которые в случае болезни или отсутствия по другой какой причине могли бы заступить его место. Дьяконов, бывших в апостольских церквах для наблюдения за соблюдением внешнего порядка и благочиния при богослужении, мы не имеем. Собрания наши и без них не нарушаются никаким бесчинством, и все собравшиеся строго соблюдают святость Божественного присутствия в собрании.

Ежели при увеличении церкви нашей встретится надобность в диаконе, то мы изберём такового. При избрании епископа или пресвитера наблюдаем наставление апостола Павла: "епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен благочинен, страннолюбив, назидателен, не пьяница, ни убийца, не сварлив, некорыстолюбив, но тих, миролюбив, бескорыстен, человек хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью: ибо кто не умеет управлять собственным домом, тому как пещись о церкви Божией?".

Пресвитер и епископ имеет обязанности и кроме собственно богослужебных; он должен следить за нравственностью церкви и заботиться об ее духовных нуждах. "Старцев / пресвитеров / ваших увещеваю я, - говорит святой Апостол, - также старец и свидетель Христовых страданий, и соучастник в славе, которая должна открыться, - пасите Божие стадо, какое у вас есть, надзирая за оным непринужденно, но охотно и Богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим / над церковью /, но будьте примером стада!".

На основании этого пресвитеры у нас не берут от церкви никакого вознаграждения, и как бы взяли они мзду? Бог ничего не берет с нас за ниспосылаемые нам милости и щедроты, и Христос безвозмездно пострадал и пролил Кровь Свою за Церковь; так и пресвитеры наши считают священною обязанностию безвозмездно служить Богу и церкви. Они почли бы за величайший грех и бесчестие брать плату за каждую сказанную молитву.

Мы также не считаем пресвитера лицом, начальствующим над местною церковью или учителем церкви. "Не называйтесь учителями", - говорит Христос, - "ибо у нас один Учитель - Христос, а вы все - братья; и не называйтесь наставниками, ибо у вас один наставник - Христос". Потому в нашей церкви нет ни больших, ни малых, все мы равны, как братья, ибо собраны пред Богом. Наша церковь - есть братская церковь, в которой один старший - Иисус Христос, потому мы её и считаем истинною церковью.

Для Богослужения мы не имеем особых помещений, но собираемся в обыкновенных жилищах наших. Также не употребляем при нашем Богослужении пресвитерами различные облачения на подобии того, как это делается в Греко-Российской церкви. Наши пресвитера присутствуют при Богослужении в обыкновенных своих одеждах.

4. Мёд сотовый.

Было около 12 часов ночи, когда нам подали закусить сотового мёда с белым хлебом. Жена и две дочери Богдана Иванова прислуживали нам, всем сидящим за столом. По поводу сотового мёда зашла у меня речь о постах. Богдан Иванов заговорил:

- В дни страданий Иисуса Христа мы соблюдаем пост в память плотских мучений, которые добровольно принял и претерпел наш Божественный Учитель. В эти дни мы ничего не едим и не пьём, и проводим их в молитве.

- Всех же прочих постов, установленных Греко-Российскою церковью, как-то пост по середам и пятницам, и прочие - не принимаем.

5. На прощанье.

На прощанье со своими собеседниками я завел речь об иконах, таинствах и будущей жизни.

- Второю заповедью, данною Моисею, - ответил Богдан Иванов, - запрещается делать какие-либо изображения и изваяния чего бы то ни было, и какого бы рода ни было, для того, чтобы поклоняться этим изображениям. Поэтому мы не имеем никаких изображений и образов, ни Господа Бога, ибо "Его никто никогда не видел", никого другого.

Таинств мы вообще никаких не признаём, ибо всякая тайна открыта с пришествием Иисуса Христа Его последователям: "Вам дано знать тайны Царствия Небесного", сказал Он. Также точно учит и святой Апостол Павел: "Вы можете, - говорит он, - читая, усмотреть моё разумение тайны Христовой, которая в другие времена не была показана сынам человеческим, а ныне открыта святым Его апостолам и пророкам Духом Святым". Следовательно, Христос открыл Своим ученикам и апостолам тайну, и открыл он её для того, чтобы они благовествовали её всем и каждому. "Мне говорит апостол Павел, - наименьшему из всех святых, дана благодать сия, благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чём состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге... дабы ныне через Церковь сделаться известною".

При богослужении нашем мы не совершаем и обрядов; у нас нет ни каждения, ни кропления водой, ни зажигания свечей. Правда, если мы собираемся вечером, то зажигаем свечи для освещения горницы, но священного в этих свечах ничего не видим. Мы веруем, как и все христиане, в жизнь за гробом и в воскресение мёртвых, и потому при исходе души от тела молимся и поём псалмы, также и при погребении. Делаем это по примеру Церкви времён апостольских: "Стефана же некоторые благоговейные мужи погребли и сделали по нём великий плач". "Сын Мой! - повелевает Священное Писание, - пролей слёзы над мёртвыми и как тяжко страдающий, подними плач. Восплачь горько, возрыдай искренно и сетуй по его достоинству. Вспомни о своей участи, посколько и твоя такова же, вчера мне, а ныне тебе". Если бы мы не верили, что мёртвые воскреснут, то напрасно было бы о них молиться, но так как мы знаем, что умершие в истинной вере могут надеяться на радость и блаженство, то и молимся за мёртвых, чтобы им были отпущены грехи их.

Беседа наша кончилась следующими словами Богдана Иванова:

"Вот, добрый человек, наша вера! Хороша ли она, худа ли - судить не нам, но пока в том, чему мы веруем, нас ещё не разубедили!

- Можно записать всё это для памяти? - спросил я своих собеседников.

- Мы того только и желаем, - ответили мне все в один голос, - чтобы веру нашу описывали не одни становые и исправники...

На другой день к вечеру, насмотревшись на быт молокан села О.Г. и записав их учение, обычаи и правила жизни, я выехал в молоканские поселения Саратовской губернии.

[Главная страница][Оглавление]