[Главная страница][Оглавление]

ОБЗОР МОЛОКАНСКИХ ЖУРНАЛОВ.

"СЛОВО ВЕРЫ" №8 - 1997

В конце 1996 года, к празднику Рождества Христова, вышел 8-ой номер "Слово Веры", чем весьма порадовал читателей, небезразличных к духовным вопросам, обсуждаемым на страницах этого журнала.

Журнал открывается страничкой, посвящённой светлому рождественскому празднику, написанной Котовой Марией Ивановной из Донецка.

"Ныне все верные в мире ликуют
В небе все силы в Христе торжествуют,
"Царь вам рождён, - воспевают в хвале, -
Слава в вышних Богу, мир на земле"!

- несётся дивная песнь в этой маленькой статье.

Далее пресвитер воронежской общины ДХМ Пётр Александрович Петров продолжает изъяснять вероучение Духовных Христиан. Его размышления касаются излюбленной и спорной в молоканстве темы Второго Пришествия. Желая сохранить объективность и непредвзятость, Пётр Александрович описывает оба взгляда на эту проблему. Разделяя между духовным пришествием Христа в сердце человека и пришествием Христа во плоти на землю, Петров считает, что "Задачей и обязанностью каждого человека, пока он живёт на земле, пока "время благоприятное" и "день спасения" ещё не миновали, не противиться пришедшему к нему Христу, но открыть двери сердца и принять Его. Тогда ожидание второго пришествия Иисуса Христа на землю будет для него ожиданием не грозного, карающего судьи, Который воздаст ему за все его преступления, но ожиданием Спасителя, грядущего с воздаянием награды: "делайте своё дело заблаговременно, и Он в своё время отдаст вашу награду" /Сирах.51.38/.

Как бы продолжая Уклеинскую традицию написания и распространения своего вероучения, посредством изложения догматов в рукописных тетрадках, Петров помещает в журнале две исторические работы: "Моя вера" Александра Николаевича Петрова и "Евангельские Духовные Христиане" /символ веры/ Михайлова Фёдора Васильевича. Попытка изложить вероучение Духовных Христиан не нова, и хотя многими общинами и принят "Догмат" Анфимова, тем не менее, в молоканстве сохранился страх перед возможностью принятия вероучения в виде догматов и символов веры. Поэтому статья из тетрадки Михайлова Ф.В. представляет особый интерес с этой стороны.

У Петрова А.Н. несколько иной взгляд на вопросы догматики. Начиная свою статью "Моя вера" он пишет: "Настоящий труд мой я написал не для того, чтобы веру в Бога и поклонение Ему превратить в догму, как руководство для единомышленников, наподобие Никейского символа веры, ибо я глубоко верую, что потомки наши по вдохновению свыше ещё глубже проникнут в тайну познания служения Богу на основе ДУХА и ИСТИНЫ, поэтому с сокровенной радостью ожидаю великих откровений мысли детей Божьих в их свободном стремлении к беспредельному совершенству. Но написал сие исключительно для того, чтобы кратко изложить мою веру в Бога, познание о Нём и служение Ему на той стадии развития, которое Бог даровал мне к последним дням моей жизни". Замечательные слова человека, о котором мы так мало знаем. Будем надеяться, что это не единственный труд Александра Николаевича, и мы будем иметь счастье познакомиться и с другими работами Петрова.

Далее в журнале мы встречаем знакомые имена Богданова Григория Васильевича и Легонькова Алексея Павловича. Первый поместил статью "О Духе Святом", а второй поместил отзыв на статью Богданова Г.В. из 7-го номера "Слово Веры" "Церковь Христова и её обязанности". Судя по отзывам и продолжению обсуждения этой темы на страницах журнала, можно сделать вывод, что статья затронула один из самых наболевших вопросов в нашем вероисповедании - вопрос осознания нашими общинами себя, как Церкви Христовой. Я думаю, что многие братья с интересом ожидают продолжения обсуждения этого вопроса.

Имеется в журнале и "Детская страничка", кроссворд и ещё другие, не менее интересные статьи. Хочется пожелать издателям этого журнала здоровья, терпения и чтобы взятый ими старт не оказался прерванным. Да благословит их наш Господь!

"СЛОВО ВЕРЫ" №1-1997

Неискушённому читателю возможно покажется, что этот номер является продолжением журнала "Слово Веры" №7, о котором мы уже писали и он, конечно, ошибётся. У нас появились два журнала под одним именем, но издаваемые совершенно разными теперь редакторскими группами: Петрова С.П. и Щетинкина Т.В.

Если первый журнал уже зарекомендовал себя с хорошей стороны, то второму ещё предстоит испытание не только на возможность издания, но и на доброе и полезное содержание. Тот высокомерный и надменный тон, который определил содержание первого номера, будем надеяться, случайное явление, а не "хроническое заболевание", от которого бывает порой нелегко избавиться.

Смущает и помещение в журнале статьи "Собраны во имя Его", которая по содержанию излагает учение пятидесятников и если в следующих номерах окажется продолжение этой статьи, в которой доказывается необходимость водного крещения и говорение на иных языках, то это можно будет воспринять как отход от основ учения Духовных Христиан и сближения с Пятидесятничеством. С подобным опытом мы уже сталкивались, когда Александров И.Г. в журнал "Духовный Христианин" стал вкрапливать учение секты Муна.

Не совсем честной выглядит и попытка присвоить журналу уже используемое другими имя. Хотелось бы надеяться, что наши замечания будут приняты к сведению и журнал, призванный нести свет людям, станет ещё одним светлым явлением в духовной жизни молоканства.

"ДУХОВНЫЙ ХРИСТИАНИН" №1-1905г.

Первый номер первого журнала духовных христиан-молокан открывает "Манифест 17 октября 1905 года". В этом историческом документе, Император Николай ||, повелевает правительству "даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Отголоском реакции духовных христиан на этот манифест следует следующая статья под названием "За манифест!" "НЕ видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что уготовал Бог любящим Его"... Так хочется воскликнуть словами апостола, читая дивную, чудную весть о свободе, возвещённую русскому народу в манифесте 17-го октября 1905 года" - восклицает автор статьи. Размышляя о значении этого манифеста для духовных христиан, автор приходит к выводу, что "Наш долг перед людьми и Богом требует от нас во-первых, чтобы мы в настоящее знаменательное время молились усердно и горячо об укреплении возвещённой свободы и об умиротворении Родины, а во-вторых, чтобы мы своим нравственным сочувствием оказали поддержку новому правительству в проведении в жизнь на самых широких началах тех благ, которые указаны в манифесте. Теперь как раз и ощущается нужда в общем всероссийском молоканском союзе".

Далее следует описание истории создания журнала "Духовный Христианин". Редактор, открывая статью, пишет: "Мы гордимся, что история нашего молоканства тесно связана с внутренней историей русского народа; кто хочет понять историю нашу, должен знать внутреннюю историю русского общества, его вековые страдания". Далее следует описание того, как и кто добивался разрешения об издании молоканского журнала.

Третьей статьёй в журнале идёт описание Столетнего молоканского юбилея /съезда в Воронцовке, а затем съезда в Астраханке/. Отдельно описаны приготовления к съезду в Воронцовке на основе записок И.Г. Водопьянова, председателя Тифлисского Комитета занимавшегося разработкой программы праздника. Заканчивается описание Столетнего юбилея подведением итогов в статье "Результаты столетнего юбилея".

В журнале помещён некролог "Над могилой", посвящённый смерти известного молоканского деятеля Ивана Ивановича Мазаева. Автор некролога замечает, что "Кончина И.И. Мазаева - невосполнимая потеря для духовного христианства: в нём молоканство потеряло одного из своих наиболее горячих поборников и преданных сынов... Кто не слышал об его удивительном библейском саде, устроенном им с такою любовию и трудами на 22-х десятинах!!... В этом саду представлен был наглядно весь Иерусалим: был устроен храм Иерусалимский со всеми своими подробностями.... Там находился и ковчег на горе Арарат; была устроена Голгофа с весьма интересной группой... Ив. Ив. не жалел ни трудов, ни денег, чтобы устроить свой сад в библейском духе.... Что будет с садом после его смерти?". Неизвестно и нам, что стало с садом И.И. Мазаева, о котором известно только, что это был известный на всю Россию и единственный в своём роде библейский сад.

В журнале есть страницы посвящённые толкованию Св. Писания и Богословские лекции проведённые "В субботу 7 октября в 4 часа пополудни в Баку в молитвенном доме "общих" молокан перед многочисленными слушателями".

Заканчивается первый номер журнала "Духовный Христианин" загадками для детей.

Редакторское послесловие

"Я родился и вырос в молоканской семье, но считаю, что моё первое соприкосновение с Духовным Христианством произошло в 1976 году, когда я, будучи студентом, с группой верующей молодёжи из баптистов поехали на Рождественские праздники в Тбилиси. Из Тбилиси, по просьбе отца, я привёз несколько молоканских журналов за 1925 год от Шутова Петра Ивановича, близкого друга нашей семьи. Я был поражён тем, что увидел в этих журналах, и именно эта черта старого молоканства оставила свой неизгладимый след в моей душе и определило моё отношение к христианству до сего дня.

Что же особенного было в этих старых, чудом сохранённых, потрёпанных от частого чтения, с какими то заметками на полях страниц? От этих журналов веяло невыразимым духом свободы, той свободы, которую жаждала истомившаяся под игом безверья и лжедуховности моя юношеская душа. На обложке журнала, под названием "Вестник Духовных Христиан-Молокан" указывалось, что это не просто журнал, но и "Орган свободомыслящих христиан". Но ещё более выразительными были слова И.А. Пашацкого взятые эпиграфом к журналу: "Мы ждём и уповаем, что понимание бесконечной истины со временем ещё более разъяснится потомками нашими, которые будут иметь ревность проникать еще глубже в смысл Божественного откровения, и потому не кладём на таковых анафемы; напротив того, говорим им радоваться". Вторая сторона обложки разъясняла читателям цели журнала, подчёркивая, что: "Драгоценная независимость духа и мысли может существовать только среди свободомыслящих христиан, где в основу жизни положена на первый план любовь, а не верования и понимания, и где движение вперёд, к бесконечному совершенству духа, не тормозится никакими наёмными жрецами, голос истины не заглушается никакими соборными символами веры и перед каждым стремящимся лежит свободный путь к лучезарным горизонтам бесконечной истины, к вольным берегам воды живой и вечной, для поклонения Отцу в духе и истине".

С этого времени я стал разыскивать и читать старые молоканские журналы. Впоследствии, увидев, что журналов сохранилось не так уж и много, что в сущности они стали библиографической редкостью, я долгие годы посвятил отыскиванию этих журналов. Кроме журналов у меня собрано эпистолярное наследие Ступенькина В.В. статьи которого уже не раз помещались на страницах "Духовного Христианина" издававшегося Александровым И.Г.

И вот недавно, показывая Никитиной Серафиме Евгеньевне, научному исследователю молоканского наследия, свою библиотеку старых молоканских журналов, я получил от неё совет - поместить в "Млечном Пути" обзор содержания этих журналов. И если будет проявлен читателями интерес к определённым материалам, то эти материалы можно будет переиздать отдельной книгой или же помещать в "Млечном Пути".

Выполняя пожелание Серафимы Евгеньевны, с этого номера мы будем помещать краткий обзор старых журналов Духовных Христиан. Итак, добрый путь!".

Тикунов В.В.

[Главная страница][Оглавление]