[Главная страница][Оглавление]

СЪЕЗД ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН МОЛОКАН В ТАМБОВЕ
31 июля - 3 августа 1997г

Всякая идея для своего воплощения должна созреть, так и идея со съездом в Тамбове родилась не случайно - съезд в Тамбове, на исторической родине Молоканства, должен был состояться, и он состоялся. Мы должны быть благодарны Богу и организаторам съезда, что Тамбов не остался в стороне и в хронике Молоканского Движения запечатлён как место проведения ещё одного молоканского съезда. Съезд прошёл просто, без излишней помпезности, но с теплотой и проникновенностью. Несмотря на поставленные цели в пригласительном письме, чёткой цели проведения никто не ставил. Съезды не проводились уже давно и люди жаждали встретиться, и высказаться о наболевшем. И вот в таком стихийном проведении съезда выявилась главная нужда и боль нашего братства - потеря общинами молодёжи. И вопрос о работе с молодёжью естественно всплыл в программе съезда, как и смежный вопрос - о работе с детьми.

Следует особо подчеркнуть, что среди делегатов оказались единицы тех, кто ещё верил, что Молоканство можно возродить административными методами. Радостно было видеть, как молодёжь и тамбовская, и из гостей участвовала в работе съезда, помогала в организационных вопросах, выступала на совещаниях и готовила своё "Обращение". Всё увиденное на этом съезде даёт надежду, что живое движение в Духовном Христианстве будет шириться и развиваться. Но не будем спешить с выводами, судья всему время. Вам же наш журнал предоставляет материал, записанный на магнитофонной ленте и, естественно, отредактированный. Пусть читатель прикоснётся к духу съезда и поразмыслит с участниками съезда над возникшими вопросами.

По предварительным подсчётам, на съезде приняло участие около 80 - 90 человек, включая тамбовскую общину. Это не так и много, но единомыслие среди приехавших, братская любовь и простота в общении говорили за то, что можно стремиться к общим целям, не взирая ни на гражданство, ни на должности, ни на толки (среди участников съезда были и братья прыгуны).

Кроме официальной части съезда, на котором не голосовали и не вели никаких протоколов, обсуждения проходили в простой обстановке дружеских бесед за вечернем чаепитием, которое умело организовывали братья Малашихин Василий Иванович и Абрамов Николай Иванович из Слободки. Поскольку отчёт об официальной части съезда был выпущен в Тамбове отдельным документом, в который вошли выступления делегатов во время заседаний и на воскресном служении, то нашей целью будет описание неофициальной части съезда. Весь материал, помещённый ниже, является отредактированной стенографической записью с магнитофонных записей, сделанных мной (Тикуновым В.В.) во время вечерних бесед и разговоров.

Так во время чаепития в гостинице вечером 1-го августа, в день заезда, был поднят вопрос о служении женщин и как понимать слова ап. Павла, что "жёны ваши в церквах да молчат" / 1Кор 14,34 /. А ведь сегодня большой труд служения в наших церквах несут именно женщины. Так уж сложилось, что и в прошлые, трудные годы Отечественной войны, в оскудевших мужчинами собраниях, служение проводили женщины, и теперь, во время уже другой, духовной войны, женщины наши на передних рубежах стоят на страже нашего вероучения. Да сохранит их Господь в бдении и да обильно благословит в трудах на ниве Божьей.

СЪЕЗДОВСКИЕ ЧАЕПИТИЯ

1 августа (пятница).

Вечером, в пятницу, в гостиничном домике, в котором расположилось большинство гостей, было устроено вечернее чаепитие. Братья Малашихин Василий Иванович и Абрамов Николай Иванович взяли на себя заботу обеспечения гостей чашкой вечернего чая. Ничто так не объединяет людей, как свободная непринужденная беседа в тесном кругу, за обеденным вечерним столом. Воистину, здесь происходит таинство причащения духовных яств.

Духовная трапеза началась с разбора вопроса, предложенного Тикуновым Василием Алексеевичем.


Тикунов В.А.: - Дорогие братья и сёстры, один из вопросов в программе съезда был такой: допускать ли женщин до служения?
Курносов Т.А.: - Нам задаёшь?
Тикунов В.А.: - Всем, всем.
Курносова В.В.: - А Вы нам скажите, зачем нельзя? Вы нам вперёд объясните.
Тикунов В.А.: - Апостол Павел пишет: "Жёны ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит". Но где об этом говорит закон?
Курносов Т.А.: - Женщины могут помогать братьям, петь, но беседовать нельзя. Теперь в Пятровке, позавчара там были, там все одни женщины, а мужуков нету. Тогда, проститя, если мужуков на фронте побили, как быть?
Тикунов В.В.: - А мы в нашей общине разрешили женщинам проповедовать, хотя есть и мужчины.
Курносов Т.А.: - Это вы нарушили Писание. В наших церквах, там, где мы живём, там три собрания большия, много людей, в нашей собрании 150 пар, но мужуки хозявы.
Михайлов Т. Г.: - Ваши собрания обогащённые, а вот в Ростовской области, там в некоторых церквах ни одного мужчины нет.
Курносов Т.А.: - Это второй вопрос.
Харитонов Н.И.: - Там, где нет братьев это дозволяется.
Михайлов Т.Г.: - Василий Алексеевич не это спрашивает, что запрещено, он говорит, что не нашёл это в законе.
Харитонов Н.И.: - А мы сейчас под благодатью, нам можно и не искать в законе. Христос оставил нам Свой закон, Свои заповеди. Отсюда начинаем и до неба хватит нам.
Михайлов Т.Г.: - Давайте немножко послушаем наставления Апостола Павла. Итак, он говорит, что не муж от жены, но жена от мужа. Теперь читаем Ефесянам. Глава Церкви кто?
Ответ из-за стола: - Христос.
Михайлов Т.Г.: - Глава жене кто?
Ответ из-за стола: - Муж.
Михайлов Т.Г.: - Значит, кто должен управлять? Муж! Вот здесь как раз этот закон, который перешёл по благодати. Но как по невозможности, если нет мужчин... Я был в Ростовской области, мы проехали многие сёла и везде наши сёстра. Но теперь давай вот что скажем: если мы запретим им? Откройте вторую главу Деяния Апостолов: " и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши" - этот стих куда денем?
Харитонов Н.И.: - А что, разве запрещает этот стих? Написано: "излию от Духа Моего на всякую плоть". Там нет особого внимания на жён, "на всякую плоть"! Да и аминь.
Михайлов Т.Г.: - Но там сказано, что пророчествовать будут?
Курносов Т.А.: - Это в служении в церкви, а энто Дух Святой когда получили.
Михайлов Т.Г.: - Пророчество закончилось или нет?
Из-за стола: - Пророки все до Иоанна Крестителя.
Харитонов Н.И.: - Как? И будут ещё и сейчас пророчествуют, и будут ещё пророчествовать. Мы так верим по Писанию.
Тикунов В.А.: - Ревнуйте о дарах духовных, особенно пророчествовать.
Михайлов Т.Г.: - Последний пророк Христос, но пророчество Его продлится. Для кого пророчество, отвечай Виктор Васильевич! Ефесянам написано: пророчество для верующих, а для неверующих Слово Божие. Им надо ещё только для покаяния. А верующий, который познал - ему пророчество.
Богданов В.И.: - Это мы сейчас говорим о пророчестве как о проповеди, а пророчество - это когда человек что-то наперёд указывает, ага, так-то будет или так. Не так, чтобы Слово прочитал и пророчествовать. Или же ты пророком являешься, когда откроешь пророчество пророка какого-нибудь и изъясняешь его, толкуешь? А если просто проповедуешь?
Тикунов В.А.: - Василий Иванович, а тогда как понять, - в Откровении сказаны такие слова: "свидетельство Христово есть Дух пророчества". Как это понять?
Михайлов Т.Г.: - В 5 главе Евреям написано, что судя по времени, вам надлежало быть учителями, а вас надо учить Слову. Поэтому у нас и пророков нету. Если в общине найдёшь одного-двух, и этих не хотят слушать. Как начнёшь правду, так тебя не станут любить.
Тикунов В.А.: - Лев Николаевич Толстой однажды задал вопрос: что лучше - любить или быть любимым?
Болотина Н.П.: - Любить! Быть любимым это необязательно. Сам ты должен любить.
Харитонов Н.И.: - Об Иисусе сказано так: пребывал в любви у Бога и человеков. Пребывать в любви это прежде всего.
Тикунов В.В.: - Смотря кем быть любимым - человеками или Господом?
Михайлов Т.Г.: - Любимым я должен быть у Христа.
Курносов Т.А.: - Вот к нам однажды ваш президент приезжал, во время коммунистов. Я эт хорошо помню. Хрущёв. Он с женой приезжал. Наш Эйзенхауэр говорит: у нас в Америке женщина первая в доме, хозяйка. И американские женщины спрашивають у жены Хрущёва - ты первая в доме, или муж первый? Она умно ответила - Бог кого первым сотворил? Адама! А Еву когда сотворил, вперёд или после? - После! Ну, тогда муж хозяин, а я помощница. А у вас, говорит, - наоборот. И она правильно ответила. Эт я видал сам. Даже правители говорят - муж в доме хозяин. Так и Павел апостол говорит так же. Сарра первая повиновалась Аврааму.
Из-за стола: - Называла его господином.

На этом обсуждение этого вопроса было остановлено, а мы переадресуем его нашим читателям. Итак, почему "Жёны ваши в церквах да молчат" /1Кор.14:34/ и " учить жене не позволяю" /1Тим.2:12/

ВРАГИ ДОМАШНИЕ...


Тикунов В.А.: - Дорогие братья и сёстры, вот в 14 главе от Луки Христос говорит: "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником". Теперь, если Христос требует возненавидеть своих родных, то любовь ли Он принёс или ненависть? Прошу ответить, если кто может.
Богданов В.И.: - Если принять, что Христос говорит о неверующих, то все равно, пусть даже и неверующий, но он то мне сын, не враг. Значит, их никак нельзя назвать врагами. Всё это надо в каком-то другом смысле разобрать. К примеру, в душе бывают вражда, ссора, споры, - может они являются "домашними"? А те - родные.
Михайлов Т.Г.: - Но ведь Христос указал на отца, мать, жену, детей. Именно на них указал, а не на внутренние органы. Василий Алексеевич, читай ещё: " кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф.10:37).
Тикунов В.А.: - А здесь о другом говорится. Лука и Матвей приводят слова из разных поучений Христа. Там говорится о ненависти, а здесь о мере любви. Вот приезжает раз ко мне атеист и спрашивает: Христос любовь принёс или ненависть? Я говорю любовь, а он говорит: "подожди" - и открывает мне это место из Луки и читает: "если кто не возненавидит...", и спрашивает: "если Христос требует ненависти к отцу, матери, жене, детям, то может ли такой человек любить кого-то другого? Никак не сможет.
Петров С.П.: - Как же быть христианину - ведь семью-то кормить надо? И вот мне, допустим, нужно сделать духовное что-то, а жена мне говорит: ты сначала посей, собери урожай. И если я не делаю этого, то я хуже неверного, так написано. Но ведь нам необходимо и для плоти работать, чтобы накормить себя, семью, детей, нам это просто необходимо. И у меня догадка такая, я не утверждаю, я просто догадываюсь, что здесь имеется в виду, что мы должны ненавидеть не кого-то, а то, что отвлекает нас от духовного. Не наше окружение: отца, мать, детей и не сами личности мы должны ненавидеть, а саму жизнь нашу суетную. Так ведь и написано: "и притом самой жизни своей".
Евдокимов Я.В.: - Можно братья и я скажу. Вот мои сыновья приехали в Москву и приняли Православие, одели крестики. Как вот к ним относиться? Они семья моя, мои сыновья, мои невестки и православные, а я молоканин. Если тут имеется в виду возненавидеть домашних своих, то если домашние, допустим, хлеба просят, одежду просят, разве на это надо сердиться? Нет, конечно.
Тикунов В.А.: - Написано не "сердиться", а "возненавидеть".
Евдокимов Я.В.: - Минутку, тут вот расхождения какие-то. Это хорошо если мы мирно разойдёмся в этом вопросе, а если начнутся ссоры, скандалы. Вот тебе и получается - враги свои - домашние свои. Вот именно в уповании надо рассуждать, именно в уповании. Допустим, в твоей семье не только православные, вдруг кто-то из семьи ушёл к Кришне, к другой какой-то секте и поэтому в одной семье могут быть целые неприятности из-за веры.
Потапов П.В.: - Вот мы уже целые полчаса протоптались на этом стихе. Каждый высказал своё мнение, но ни к какому выводу не пришли. Я спрашиваю: можем ли мы без этого стиха в Царствие Божие войти или нет?
Тикунов В.А.: - Нет, не можем. Я сразу говорю - не можем.
Ножин С.Н.: - У меня такое мнение. Когда спросили Иисуса Христа о том, какая заповедь в законе первая, Он ответил: возлюби господа Бога Твоего - первая и вторая - возлюби ближнего твоего как самого себя. Значит, в первую очередь, мы должны любить Бога, потому что Он дал нам жизнь, питание, разум и всё. Он на первом месте и горе тому человеку, который возлюбил семью больше, чем Бога. Вот поэтому сказано, что пусть лучше ты возненавидишь семью, но будешь любить Бога - это будет правильно. Моё мнение такое.
Харитонов Н.И.: - Я к этому сказанному хочу мысль добавить. Всё, что человек, христианин, любит больше Бога, является идолом. Называй его врагом, кем хочешь. То, что любит человек, любую вещь, что бы там ни было, больше чем Бога, это уже идол. Вот и всё.
Богданов В.И.: - "Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать". Тут вот разные толки были. Для меня так как написано: кто не возненавидит - не может быть Моим учеником. Но если мы возьмём в другом месте, то найдём, что кто оскорбляет отца - то подлежит такому-то наказанию. Мне кажется, что всё это относится не к отцу и матери как к родным, которые родили нас. Вот когда человек грешит - кто является его отцом?
Малашихин В.И.: - Сатана, дьявол.
Богданов В.И.: - Значит грешнику отец - дьявол. Ну, так же и мать. У него, у дьявола, тоже есть своя, ну вот как у нас церковь, а у него совет что ли, где они собираются. Значит, в духовном смысле это означает, что не родных по плоти мы должны возненавидеть, их мы должны жалеть, но когда мы делаем дела дьявола, и когда он является нашим отцом - его мы и должны возненавидеть. Пока человек не изживет свой грех, пока не порвёт с ним - он не может быть учеником Христа.
Михайлов Т.Г.: - Ну вот это близко и к моему пониманию.

Вопрос этот братьями обсуждался и в последующие дни съезда. Многие, впервые столкнувшись с подобными вопросами, почувствовали глубину и особую духовность Библии, этой особо почитаемой молоканами Книги. Вечерние съездовские беседы разбавлялись прекрасным молоканским псалмопением, далеко разносившимся по ночному пансионату.

В субботу вечером, когда чаепитие было перенесено во дворик, под открытое небо, произошло одно событие, имевшее прямое отношение к молоканскому пению, и, о котором хочется сказать особо.

Я НИКОГДА НЕ СЛЫШАЛ ТАКОГО ПЕНИЯ

В пятницу дождь всех загнал под крышу, но субботний вечер, как и все последующие, предоставил прекрасную возможность вечернего общения под открытым небом тамбовщины. Необыкновенный дуэт Василия Андреевича Волкова и Василия Ивановича Богданова огласил чудесным песнопением вечернее чаепитие. Чарующие напевы древних псалмов и песен уносились в ночное небо, расплёскивались волнами по окрестным лесам, привлекая немногочисленных отдыхающих. Слова песен западали глубоко в сердце, пробуждая невидимые душевные струны, заставляя отзываться их своим резонансом. Печали и радости, тревоги и надежда, вера и хвала Богу звучали в ночной тиши Дома отдыха.


"И в сумраке ночей,
И пред толпой врагов,
И средь невидимых сетей -
Везде Он мой покров"

И затем, обращаясь к беспечному собеседнику, звучал дивный призыв задуматься о смысле жизни, о бренности всего сущего, о необходимости глубокой переоценки своей жизни через свет Христовой любви.


"Иль тебе всё равно, что так время бежит,
Всё равно, всё равно, тебе всё равно...
И как сон жизнь твоя на земле пролетит,
И тебе всё равно.
Приближается вечность - подумай о том".

Меня интересовало - откуда пришли эти напевы, из какой глубокой древности? Почему они и сегодня не оставляют равнодушным слушателя? "Псалмы - это вечность" - говорят американские молокане. "Насколько старое пение, которое вы поёте?" - с этим вопросом я обратился к Василию Андреевичу Волкову. "Из всего, что сейчас поётся, у меня есть оригиналы. Это напевы моего дедушки. Мой дедушка умер в 1964 году и ему было 97 лет. Отец мой пел с 8-ми лет, а дедушка с 5-ти, и пел он всё на славянском. Конечно, для того, чтобы узнать какой напев более ранний - надо над этим поработать, хотя по пению и так бывает ясно, какие напевы поздние", - таков был его ответ.

Чаепитие было в разгаре, наши певцы, давно не певшие вместе, старались "наверстать упущенное", когда откуда-то из темноты подошли к столам незнакомые мужчина и женщина, одетые в простую, спортивную форму. Мужчина интеллигентного вида был с длинными, седоватыми волосами. Когда закончилась песня, незнакомец обнял певцов и стал благодарить их: "Спасибо вам, спасибо. Я никогда такого пения не слышал. Оно рождено здесь, в сердце и отдано всем. Я, бывший солист филармонии, профессиональный певец, 30 лет проработал на профессиональной сцене, но такого пения я никогда не слышал. Мне понравилось, очень понравилось. Это удивительное пение, я никогда такого не слышал. И как вы так здорово ладите". Долго ещё наш нежданный гость удивлялся, что ему не приходилось ранее слышать такого удивительного пения. "Надо бы передать его кому-то" - таков был его сердечный совет и напутствие делегатам съезда.

[Главная страница][Оглавление]