[Главная страница][Оглавление]

СООБРАЖАЯ ДУХОВНОЕ С ДУХОВНЫМ

В. А. Тикунов.

В семидесятые годы, во времена коммунистического правления, когда пышно расцвёл атеизм, а вера в Бога была в пренебрежении, произошло событие, определившее мои взгляды на понимание христианского учения. Жили мы в то время в Армении, в курортном городке Цахкадзоре. И вот однажды летом, "посетил" нас гость из Еревана, который представился преподавателем атеизма в высших учебных заведениях. Звали его Вилен Георгиевич, целью своего посещения он объявил желание провести собеседование с верующим в Бога и предложил ответить на некоторые вопросы, возникшие у него при исследовании Библии. По молоканскому гостеприимному обычаю гостя ввели в дом, где за чашкой чая была продолжена беседа.

"Вот вы, верующие в Бога, основываете свою веру на Библии, которую считаете богодухновенной книгой, истинной, словом Самого Бога и считаете, что в ней полная гармония", - начал свою речь Вилен Георгиевич. "Но я посвятил достаточно времени её исследованию, прочел её полностью и пришёл к выводу, что она, в том числе и учение Христа, полны противоречий. Я их выписал. А если она противоречит сама себе, то она не может быть истинной, потому что истина никогда не противоречит себе. Но если она не истинна, то следовательно в ней заблуждение, а если в ней заблуждение, то какой смысл верить ей?.

Давайте рассмотрим некоторые противоречия. Вот, к примеру, вы проповедуете, что "Бог есть любовь" и что Христос принёс в мир любовь, а что же на самом деле принёс Христос, когда Он первым условием приходящим к Нему ставит ненависть. Об этом чётко написано в Евангелии от Луки в 14 главе: "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником". Так вот, если верующий должен по учению Христа возненавидеть самых близких и дорогих ему людей своей семьи, то сможет ли такой человек полюбить кого-то из посторонних? Я считаю, что не сможет, а если он и будет показывать свою любовь, то это будет выглядеть лицемерием".

Я внимательно слушал атеиста, на лице которого красовалась высокомерная улыбка победителя, и в уме молился Господу говоря: "Господи, Ты видишь, что этот гордый и надменный безбожник хочет втоптать в грязь Твоё драгоценное слово. Помяни, Господи, слова Свои, что "Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить". Вразуми меня, Господи, ответить этому атеисту".

Вилен Георгиевич в это время продолжал задавать вопросы. "Вот вы говорите, что Христос Своим рождением принёс мир на землю, что об этом мире возвестили ангелы пастухам в Рождественскую ночь: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение" (Лук.2,14), и часто вспоминаете слова Христа: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин.14,27), но замалчиваете слова Христа написанные в Евангелии от Матвея в 10 главе: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч", а в Евангелии Луки добавлено ещё и "разделение" (Лук.12,51). Чувствовалось, что атеист хорошо подготовлен и хорошо знает Библию, во всяком случае, Евангелия; не заглядывая в свои конспекты, цитирует по памяти евангельские цитаты и указывает места, где они написаны. Указав ещё несколько, казавшихся ему противоречивыми, мест из Писания, он сказал: "Вот видите, вы учите, что Христос принёс любовь, а Сам Христос требует ненависть к своим родным и близким; вы учите, что Христос принёс мир на землю, а Он говорит, что принёс меч и разделение. Ответьте мне: может ли такое противоречивое учение содержать чистоту и истину? Я предлагал эти вопросы многим верующим разных христианских конфессий, но вразумительного ответа так и не получил. Я увидел, что эти люди заблуждаются и обманываются, поскольку не способны разобраться в библейских противоречиях. Теперь же хочу получить ответ от вас молокан, именующих себя духовными христианами". При этих словах, наш нежданный гость, ухмыльнулся и откинулся на спинку стула, ожидая ответа. Приглашенные по случаю некоторые из братьев нашей церкви, напряженно следившие за речью атеиста, теперь ожидали моего ответа. Я понимал, что неудовлетворённый ответ - это ещё один козырь в руки атеизма, и им будет пользоваться не один Вилен Георгиевич. Мне, к тому времени, пришлось прочесть немало атеистической литературы, благо её не и требовалось искать: ею были завалены библиотеки и прилавки книжных магазинов. Но с подобными вопросами я столкнулся впервые, видимо атеист нашёл "нехоженные земли" и занялся их разработкой. К тому же атеизму обучались, у них была наработанная школа борьбы с религией, мы же, молокане, не имели в то время никаких духовных школ или семинарий, не было у нас ни духовной литературы, ни журналов. Библия и та была в большой цене, и не только потому, что её трудно было достать, но потому, что она была единственным источником познания духовных истин. И я, взяв в руки Библию, стал отвечать ему.

"Всё, что написано в этой книге есть истина. Она написана людьми, движимыми Духом Святым и потому в ней нет противоречий, и не может быть, но понять её правильно может только тот, кто сам вразумлён Святым Духом. Но чтобы изъяснить написанное в ней, надобно соображать духовное с духовным. Апостол Павел в первом Послании к коринфской церкви указывает, что: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. Но духовный судит о всём…" потому что " нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии. … А мы имеем ум Христов" (1Кор.2,14-16,10). Что же касается "домашних", которых Христос назвал "врагами" и которых необходимо возненавидеть, то прежде всего следует знать, кого Христос подразумевал под словом "домашние". Мы знаем, что Христос пришёл на землю, чтобы спасти душу человека, ибо: "Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Матф.16,26). Но душа, как носитель личности человека, живёт в доме своём, который есть тело человека. И вот в этом "доме" живут также и "домашние его". О том, что тело человека является земным домом его души, подтверждается словами апостола Павла: "Ибо знаем, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворённый, вечный" (2Кор.5,1).

У невозрождённого человека, его "домашними" являются похоти, пороки, страсти, вредные привычки, греховные наклонности, с которыми он так "сроднился", что жить без них уже не может. Поэтому Христос, всем желающим стать Его последователями, указывает на их "домашних врагов", которых нужно возненавидеть, чтобы освободиться от них. А о "врагах" верующего человека написано в Библии, что "Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших. И уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце моё" (Пс.142).

Поэтому библейские враги - это враги душ человеческих, а не те, кто способны погубить тело, и о которых сказано: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить". И Христос, в притче о сеятеле, открыто указывает на врага человека, который есть диавол и который сеет плевелы. После согрешения Адама в Едемском саду, Господь Бог говорит змею, то есть диаволу: "за то, что ты сделал это, (соблазнил Еву и Адама нарушить заповедь Божию) проклят ты… И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её…" (Быт.3,14-15). Эта вражда вечная, которую верующий сознает и потому ведёт духовную брань против козней диавольских.

И чтобы стать учеником Христовым и служить Ему - необходимо освободиться от служения диаволу, потому что, по учению Христа "никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить… не можете служить Богу и маммоне" (Матф.6,24). О Самом Христе в 44 псалме написано: "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие: посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих". А дети Божии и дети диавола узнаются по следующим признакам: "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1Ин.3,8-10).

Наш столичный атеист, усмехавшийся вначале, теперь внимательно слушал, делая пометки в своём блокноте. Он ещё не совсем уловил нить доказательства, но чувствовал, что это доказательство обоснованно на самой Библии, и придраться пока что было не к чему. Я продолжал отвечать на его вопрос.

Вот мы и узнали из Библии, кто есть враги человеку, почему они "домашние его", и в каком доме они живут. Теперь же давайте уточним: кто же из этих врагов является "отцом" и почему его нужно возненавидеть. Как-то иудеи заявили Иисусу, что отец у них Авраам. Иисус же сказал им: "если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы, а теперь ищите убить меня… Авраам этого не делал. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего, он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо в нём нет истины, когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8,38-44). Вот кто есть отец домашних неверующего человека. Для верующего же человека отцом является Бог, я думаю, что обосновывать это будет излишне.

Матерью верующего человека является Церковь - вышний Иерусалим, о котором написано, что "он матерь всем нам" (Гал.4,26), а для неверующего человека матерью становится Вавилон, о котором в Откровении Иоанна написано: "я покажу тебе суд над великою блудницею…. И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным" (Отк.17,1.5). "Вавилон великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу… и услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её" (Отк.18,2-4).

Теперь посмотрим, кого называет Христос женою. Женою для человека (под человеком, как мы уже говорили раньше, мы подразумеваем внутреннюю сознающую сущность человека, то есть его дух) будет его плоть. В книге Бытие о сотворении жены сказано: "И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою…". И от сожительства с этой женою рождаются дети, т.е. дела, как и говорит Священное Писание: "похоть же зачавши рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак.1,15), так же и "дела плоти известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть… поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал.5,19-21).

Кроме сих нужно возненавидеть братьев и сестёр, то есть те пороки и грехи, которые живут в окружающих нас людях, но никак не самих людей.

Однажды к Иисусу подошёл человек и сказал: "Я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадёжен для Царствия Божия" (Лук.9,61-62). Если человеку живущему греховной жизнью придёт мысль оставить такую жизнь и последовать за Иисусом путём новым и живым, то идти и прощаться со своими домашними Господь не позволяет! Почему? Потому что если любитель пьянства или блуда, или воровства пожелает прежде, чем оставить эти грехи, ещё раз насытиться ими, то он ещё любит их и значит расстаться с ними навсегда не сможет. Он всего лишь тешит себя самообманом. В какой-то момент встреча с ними может произойти, и тогда они вновь возобладают человеком, и последнее будет хуже первого. Вот почему Господь поставил прежде, чем стать на путь веры - возненавидеть эти грехи, отречься от своего родства с ними, и никогда уже к ним не возвращаться более. Вот о чём говорил Христос, говоря о ненависти к "домашним своим", которые и есть враги невозрождённому в вере человеку.

Что же касается земных родителей человека, то о них Христос хорошо сказал книжникам и фарисеям: "Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и "злословящий отца или мать смертью да умрёт"; а вы говорите; если кто скажет отцу и матери: "дар Богу" то, чем бы ты от меня пользовался; тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим лицемеры!" (Матф.15,4-7). Также и апостол Павел пишет: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца твоего и мать, это - первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Еф.6,1-3). И Христос, умирая на кресте, показал нам пример, проявив заботу о своей матери.

Поэтому каждый верующий, приходящий ко Христу, должен задуматься, а исполняет ли он повеление Христа о ненависти к "своим домашним", и совершилось ли на нём пророческое предсказание пророка Иезекииля: "Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших, и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши" (Иез.36,31). Вот таким будет мой ответ вам.

И наш приезжий гость, атеист высокого полета, тяжело вздохнув, был вынужден признать, что такого ответа он ещё не встречал, и что при таком подходе к толкованию Библии противоречия библейские находят своё разрешение. В таком же духе Вилену Георгиевичу был объяснен и второй его вопрос "о мире и мече". Допив чаю и откланявшись, гость удалился, спросив разрешение посетить молитвенное служение общины духовных христиан молокан г. Цахкадзора.

[Главная страница][Оглавление]