[Главная страница][Оглавление]

ПРОТОКОЛ № 4.

Собрание 13 сентября происходило под председательством Н. Ф. Кудинова при секретаре В. И. Савченкове и при наличии 80 собрав­шихся делегатов.

Идет продолжение докладов проповедников:

1.  В. И. Савченков сказал,   что,  горя  ревностью к делу Божию, Он, совместно с другими братьями Я. Я.Третьяковым и известной пе­вицей Евдокией Прокофьевной Третьяковой, проехал в гор. Кропоткин (бывш. Кавказская), г. Царицын, Урюпинск,  село Пески,   г. Балашов, село Рассказово и г. Козлов.   Во всех этих местах  были сделаны мо­литвенные призывные собрания, которые были переполнены. Братья и посторонние были очень довольны нашим посещением. Ездил также во Владикавказ, где читал лекцию об истории истинного христианства со времен апостолов и до нашего времени; также были устраиваемы несколько   собраний   в  Ессентуках,   колонии Карасс и поселке Водопадском. Желательно,   чтобы дело миссии слова Христова было по­ставлено  на   правильный,  разумный   путь, как у евангелистов армии спасения.

2.  Я.   Н. Степанов  из Сибири говорит   о своем посещении Бар­наула, где нашел ужасное состояние общины. Был также в селе Ир­кутском, Покровке, Славгороде, Богодуховке и Солдат-Агаче, где пришлось беседовать с адвентистами 7 - го дня и Бога, живого. Везде ощу­щается великая потребность в проповедниках.

3. М. Р. Сапронов из Песков Тамбовской г. подтвердил поездку братьев Савченкова и Третьяковых, произведшим благотворное вли­яние на общину. Он провел некоторые молитвенные собрания и было сделано примирение пресвитера с общиной.

Рассматривается вопрос §6 повестки дня:- „Об отношении общин к военной службе, ношению оружия и т. д."

Первым докладчиком выступил Н, Ф. Кудинов, сказавший, что Соввласть вполне лойяльно относилась к молоканам и другим сектантам, предоставив им право освобождаться через Нарсуды при посредству об'единенных советов религиозных общин московского и кавказского. Нужно С'езду выработать резолюцию, которая бы шла в контакте с декретом.

2. И. Я. Галкин читает следующий доклад: „Братья делегаты, около 200 лет, как оффициально существует учение духовных христиан-молокан в России; учение это несло мир, братство, любовь, равенство и непротивление злу по учению великого учителя Иисуса Христа, Стоит лишь перенестись умом в то суровое, мрачное время, которое пере­живали наши предки духовные братья. Помещики и духовенство того времени возненавидели новое евангельское учение, которое для них было очень невыгодно, в особенности духовенство православной церкви, и последняя стала придумывать разные гонения против нового учения, так как оно обличало попов в неправильности их понимания слова Божия, в извращении святой истины и обременении непосильными по­борами. Помещики и попы того времени, чтобы скорее отделаться от нежелаемого учения, решили принять всевозможные меры против наших духовных братьев молокан, для чего не давали им земли и переселяли наших братьев из деревень в отдаленные от родины границы Русского государства: Сибирь, Кавказ, Закавказье, Бессарабию, Крым и к границам Персии, а также отдавали без очереди и жребия наших молодых братьев в долгосрочную военную службу, что было вопреки нашему религиозному пониманию. Долго такое тяжелое и мрачное время давило наше духовное братство до того времени, как, наконец,, начальник Закавказского края ходатайствовал перед правительством о заселении Закавказья русскими людьми, чтобы обрусить туземцев завоеванного Закавказья. Всем русским переселенцам была об’явлена 50-тилетняя льгота от военной повинности. Тогда наши братья, ду­ховные христиане-молокане, решили охотно покинуть свои родные очаги в России и заселили Закавказье. Наши братья просили защиту и покровительство, у власти, которая вместо защиты приказала выдать оружие тем, у которых вопреки убеждению, явилось желание защищать жизнь и имущество. Те же, которые остались верны своему убеждению, не брали оружия, много пострадали от насилия и грабежей туземного населения. Когда прошло 50 лет, истек срок льготы, тогда царская власть об'явила приказ призвать на военную службу всех молокан и духоборов Закавказья, из которых многие отказались от при­зыва на ванную службу, за что против них были приняты начальством самые строгие меры. Тогда молокане и духоборы стили искать выхода из тяжелого положения, хлопотать перед властью через Л. Н. Толстого, Бодянского, Черткова  о переселении их в Америку, что и удалось. Итак, много наших братьев духовных христиан-молокан и духоборов оставили свою родину, Россию, и уехали в Америку. Все же остальные наши и братья, жившие в России, около 2 миллионов людей, отбывали воин­скую повинность наравне со всеми гражданами русского государства. Хотя были немногие, которые заявляли власти, что, во имя учения великого учителя Иисуса Христа, они отказываются от оружия и войны, за что они жестоко были подвергнуты испытаниям и ссылкам. Только революция положила конец этим религиозным насилиям. 4-го января 1919 года был издан декрет Советом Народных Комиссаров о том, что всякий призываемый невоенную службу может отказаться от таковой по религиозному убеждению. Декрет этот пронесся с быстротой молнии по всей России, а в особенности среди сектантов. Сейчас же появились об'единенные с'езды, и тут же появилась экспертиза призы­ваемым, и тут же, конечно, появились и злоупотребления, на что Совет Народных Комиссаров обратил свое внимание: дал раз'яснение декретом 14 декабря 1920 г., из которого видно, что об'единенные Советы и экспер­тизы отпадают; остается право за призываемым, который лично за себя дает об'яснение с подтверждением двух свидетелей, дающих о призы­ваемом аттестацию или письмо, удостоверяющую религиозную жизнь призываемого. Народные суды освобождают призываемого от ношения оружия с заменой таковой санитарной и обозной и другими нестро­евыми должностями. Но есть возможность совершенно освободиться от службы, при условии, если призываемый перед Народным судом докажет свою религиозность и подтвердит таковую фактами.

3. А. Д. Кругов докладывает о случаях отказа от военной службы по религиозным убеждениям и применения декрета Совнаркома.

4. В. Ф.  Орешин   также указал   на необходимость  правильного применения декрета.

5. В. И. Круглов и Г. А. Гаврин  предлагают Сезду согласиться с предложением брата Кудинова.

6.  А. М. Васильев указал на жизненность декрета и правильность его применения.

7.  В. И. Савченков в своем докладе указал на исторический ход выполнения воинской повинности и случаи отказа от военной службы по религиозным   убеждениям;   предлагает вынести  соответствующую резолюцию,   определяющую   отношение духовных христиан-молокан по этому вопросу и избрать комиссию для выработки резолюции по военному вопросу.

Предложение принимается. В комиссию избираются Д. В. Зайцев, В. И. Савченков, И. В. Истомин, И. Н. Рябов, Я. Н. Степанов, И. Я. Гал­кин и Н. Ф. Кудинов. (Резолюция эта помещена ниже в отделе резолюций).

На повестке дня §7 „Рассмотрение и утверждение денежного годового отчета Совета союз а".

Для проверки отчета была избрана комиссия. Результаты про­верки, вынесенные комиссией, Сездом принимаются.

§ 8 повестки дня не обсуждается, так как никаких заявлений ни от кого не поступало. После некоторых прений постановлено по дан­ному вопросу: каждая община может руководствоваться  на местах.

Рассматривается §9 „О письменном вероучении духов­ных христиан-молокан". Заслушивается доклад И. Я. Галкина, который желает, чтобы проект вероучения был прочитан автором его В. И. Савченковым.

Предложение Галкина принимается, и В. И. Савченков приступил к чтению проекта вероучения. После прочтения проекта С'езд при­ступил к дебатам по данному вопросу.

1. П. И. Сычев высказался за принятие вероучения, составлен­ного братом Савченковым.

2. И. Я. Галкин — тоже.

3. П. Ф. Лядовских - против утверждения письменного вероучения.

4. Д. В. Зайцев - письменное вероучение нужно утвердить, но не Савченкова, а выработанное Анфимовым.

5-6. Я. Н. Степанов и Н. Е. Рябов — то же,  что и Зайцев.

7. Я. Д. Кругов — за   принятие  вообще вероучения.

8. Н. Ф. Кудинов против принятия вероучения ничего не возра­жает, но предлагает назвать его: „Справочник по вероучению и советует обсуждение данного вопроса  отнести к § 15-му.

Предложение Кудинова принимается С'ездом, и вопрос о вероучении отнесен к § 15-му.

Обсуждается §10 повестки дня: „О поднятии нравствен­ности, духовного пробуждения среди духовного брат­ства и об устранении всех причин, тормозивших дви­жение прогресса духовных христианских общин.

1. И. Я. Галкин читает доклад: „Первое предложение — нужно за­дать себе вопрос: пало ли наше духовное братство или нет? Если мы не будем закрывать глаза на истину, то скажем, что у нас есть большая безнравственность и духовная спячка. Поэтому я хочу сказать: 1) У нас нет организации, 2) —нет общественной духовно-христианской нрав­ственности, 3) — нет общественных строгих воздействий на слабых и порочных братьев, 4) отношение передовых старцев и пресвитеров к слабому братству — слабое. Я хочу сказать по четвертому вопросу. Часто бывали случаи, что стойких и образцово передовых братьев и пресвитеров, которые во имя общественной чистоты обличали по­рочных братьев в их нетрезвой и неправильной жизни, за таковые обличения их называли грубыми людьми. Часто, чтобы занять место передового в обществе, некоторые братья делали всякие интриги и заговоры против пресвитеров старцев; отделялись в другие общества, чем давали полную возможность пьяным и порочным братьям указы­вать, в оправдание сего, на наши недостатки. Очень много по этому больному вопросу, приходилось говорить, делать общие собрания с про­токольными постановлениями. Многие говорят, что у слабых братьев не надо хоронить, не надо венчать, чем заставить сознаться их в слабой жизни. Я как случится у слабых братьев то или другое, то туда идут поспешно незванные старики, которые хотят заслужить благоволение у порочных братьев, и говорят: „вы как хотите, а мы будем хоронить и венчать у всех подряд".

Из этого видно, что порочным и слабым братьям нет нужды вести себя хорошо, ибо им кажется, что они далеко лучше других. Такое зло очень много беспокоит нашу общину, и старцы только разводят руками, видя многие беспорядки в общине. И так нравственность в наших общинах слабеет.

Теперь я перейду ко второму вопросу, где говорится, что надо устранить все причины, тормозящие духовно-христианский прогресс; для того, чтобы иметь успех и духовный прогресс, надо созывать чуть ли не ежегодно всероссийские С'езды, на которых бы серьезно и об­думанно обсуждать единую, великую нераздельную духовно-христи­анскую семью, чтобы наши недоразумения не тормозили в общине. Необходимо выработать и утвердить общественное богослужение и религиозные требы, везде одинаковые для всего русского духовного-братства. Предки наши вывели нас из мрака православия, честь и слава им и вечная память за их неусыпные труды, что они пробили нам окно из тьмы к божественному, евангельскому чудному свету, за что многие из них поплатились жизнью. Ввиду невыносимого труда и разных гонений предки наши не имели возможности оставить нам своей строгой духовно-христианской организации. Поэтому я предлагаю, братья де­легаты, сериозно отнестись к этому очень важному вопросу; если у нас в общинах все обстоит благополучно, то об этом не будем гово­рить и тем тратить напрасно время, но если у нас есть и накопилось много за эго многолетнее существование наших братьев разных по­нятий, предрассудков, суеверий и толкований, которые мы с годами приняли, сжились и освятили их, и в них же путаемся, то нам надо теперь же, людям 20 столетия, пережившим и все переиспытавшим, пересмот­реть, видоизменить и ввести единый выработанный общественный строй богослужения, и тем самым мы дадим широкий размах всем нашим про­поведникам и миссионерам, которые будут проезжать по нашему брат­ству и другим христианским течениям. Поэтому нужно с доверием от­даться С'езду, где все вопросы разрешают с'ехавшиеся лучшие люди нашего братства. Что неразрешимо теперь, на следующем С'езде пе­ресмотрим вновь. Поэтому предлагаю С'езду: 1)надо всеми мерами поддерживать нашу российскую духовно-христианскую организацию, 2) издавать духовно-христианский журнал, выписывать который вме­нить в обязанность каждой общине, и тем самым общины будут знать, что делается среди нашего духовно-христианского братства, 3) выра­ботать и утвердить правила воздействия для поднятия нравственности среди нашего духовно-христианского братства и строго вменить в обязанность проводить в жизнь постановления С'езда.

2. Ф. В. Косицин читает доклад: „Охлаждение общества к религии, неверие в бессмертие души и разложение самаго общества с каждым днем наблюдается все более и более. И так не стало уже видно ни­какой общественности, нет долженствующего единения, а среди нас наблюдается страшная жизненная разрозненость взглядов, как на современную, так и на будущую жизнь. Однако, общество наше в ко­личественном отношении продолжает усиленно расти, большинство из нас привыкли к современной жизни мира, усвоили соответствую­щие этой жизни порядки, и большинство нашей молодежи воспиталось и воспитывается в условиях мира. Таким образом, наша молодежь уже не может жить той замкнутой жизнью, какой жила молодежь наших предков. Кто из нас не согласится с тем, что с течением времени взгляд на жизнь меняется, и современное общество стремится к куль­турному усовершенствованию, которому необходима некоторая свобо­да, равенство, единение, Невинные разумные развлечения, а этого-то у нас нет, и до сих пор руководители общества, старцы, наши пра­вители церквей ограничивались лишь указаниями на худую сторону жизни нашей молодежи, ее распущенность, невоздержанность и хули­ганство, а рациональных мер против этого не принимали и не пытались даже создать каких бы то ни было просветительных обществ, доступ­ных нашей молодежи и могущих ее заинтересовать, куда в свободное время она могла бы пойти и что вполне естественно отвлекло бы мо­лодежь с пути пространного, на который она нередко вступает. Теперь посмотрим и разберемся, на каком именно пути находится в данное время наша молодежь. Если нам действительно удастся проникнуть в тайники темных уголков жизненного водоворота, то глазам нашим может представиться ужасная и душу потрясающая картина: мы увидим разверзшуюся перед нами пропасть, нещадно пожирающую невин­ность души и тела лучшей нашей молодежи, лишая этим будущее общество лучших здоровых сил. Братья, да неужели, смотря на эту ужасную и душу потрясающую картину, мы останемся хладнокров­ными свидетелями постоянно проходящих мимо нас ужасов жизни? Тогда где же пламенная любовь, которую с ревностъю проповедуем мы с кафедр наших молитвенных собраний и где же, где именно места осуществления между нами должной любви? Разве возможно не ужасаться и хладнокровно смотреть на этот хаос разврата? Кому же приятно и кто из нас не знает, как молодые люди иногда неприлично держат себя в молитвенных собраниях? Разве это не разложе­ние общества? И подобные эксцессы приходится наблюдать все чаще и чаще.

Суммируя все изложенное, невольно приходишь в недоумение и задаешь себе вопрос: кто же, кто такие молодые люди, ставшие на путь разврата и не умеющие прилично держать себя в обществе? А это те самые, те молодые люди, которые воспитываются в нашей среде. Я кто является виновником такого грубого воспитания, распущен­ности и разложения? Положа руку на сердце, каждый из нас спра­ведливым признает, что виновниками такого грубого воспитания совре­менной молодежи, их развращенности действительно является никто иной, как мы сами. Итак друзья, к вам призыв. Ведь, невозможно быть свидетелем только что перечисленных ужасов жизни современ­ной молодежи и остаться безучастными к погибающим. Нет, нет, мы немедленно и теперь же должны приступить к активному действию благоустройства нашего общества, а посему давайте рассмотрим: 1) В чем же именно заключается главная причина разложения молодежи и появления всех перечисленных ужасов? 2) Где и когда именно полу­чает человек первый толчок к разврату, какая причина этого и откуда начинается его грязный путь? 3) Какой способ отвлечения от грязного пути человека на путь благоустройства?

Буду отвечать на 1 и 2 вопросы вместе: —- это отсутствие куль­турных учреждений, ведение молитвенных собраний старцами с их традиционным пением, что не может удовлетворять насущных духов­ных потребностей молодого подрастающего поколения. Для примера возьмем молодого человека в городе, тоскливо переживающего свобод­ное праздничное время. Он безотчетно ищет случая для заполнения жиз­ненной пустоты, предается размышлениям: куда бы пойти и где бы хотя мало-мальски сносно провести время? Вышел на улицу и, сам не ведая туда, пошел и вдруг очутился летом на бульваре, в саду, а зимой, на тротуаре главной улицы, где, соприкасаясь с совершенно чуждым ему обществом, незаметно для самого себя увлекается течением этого об­щества. Направление мыслей его начинает меняться, рассудок затума­нивается, желание сердца принимает совершенно противное направле­ние. Таким образом, человек без прежде задуманного намерения, по­падает в темную трущобу угара, не отдавая себе отчета, как он туда попал. Но когда очнется, ему становится стыдно не только самого себя, но и окружающих его стен. А после второго и третьего подобных слу­чаев, он постепенно свыкается со смрадом смертоносной жизни, забывая положительно о последствиях таковой. Наконец, он спускается на самое дно водоворота, где и гибнет в большинстве случаев безвозвратно.

3. И. П. Иванов сообщает о том, каким образом в Тифлисской общ. поднялась нравственность — это именно посредством всеобщего прими­рения и прощения друг другу. В заключение говорит, что прежде всего нужно поднять нравственность у старцев, чтобы быть примером для молодежи".

4.  Г. Я. Гаврин докладывает о поднятии нравственности на основании евангелия,

5. Л. М. Васильев указывает на несоответственность своему на­значению руководителей общин, как на причину разложения, а затем на разделение руководителей между собою, почему и предлагает уст­ранить эти недоразумения. В заключение предлагает раскрепостить мо­лодежь и произвести чистку членов общины путем покорности друг другу.

6.  Н. Е. Рябов для поднятия нравственности предлагает при каждой общине иметь духовную литературу, потому что наука поднимает нрав­ственность человека, а разумная литература убивает праздное время.

7. Д. В. Зайцев говорит, что нравственность приостановлена, чи­стота сердца и души исчезает; необходимо в братьях возбудить рели­гиозные чувства. Советует дать молодежи полную свободу, допустить нотное пение и вообще не мешать молодежи в ее благих прогрессивных стремлениях к творчеству.

Председатель С'езда Н. Ф. Кудинов.

Товарищи председателя: П. Ф. Шишкин, Ф. В. Косицин.

Секретари: В. И Савченков, П. Т. Мельников.

[Главная страница][Оглавление]

купить огнетушители овп со склада . антицеллюлитный массаж
[AD]
[AD]