[Главная страница][Оглавление]

Современность в свете вечной мудрости

„Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

„Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?"

(Лука XII,  56, 57).

„Человек рассудительный не пренебрегает размышлением".

„Душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения".

„Кто не имел опытов, тот мало знает".

(Сирах. XXXII, 20; XXXIV, 10;XXXVII, 18).

Переживая настоящий исторический момент преобразования общественной и экономической жизни, мы, духовные христиане, воспитанные на духовном опыте жизни, выраженном с полнотою в библейской истории, должны с особенным вниманием и серьезностью отнестись к переживаемому моменту, не замалчивая своих недостатков и ошибок и искренно стремясь к их исправлению.

Изучая жизнь народов по библии, мы вовсе не хотим сказать того, что это есть единственная книга, по которой можно знать это. Она единственной может назваться только потому, что эта книга в более широком пользовании для простого народа была много веков действительно единственной, из которой каждый религиозно мыслящий человек мог почерпнуть все сведения для собственного размышления. И не вина тех, кто ею так пользовался, так как все то, что давала наука и просвещение, все это было во власти состоятельных классов и особо образованных людей, которые также тяготели более к состоятельным классам, удовлетворяя праздности их жизни и давая только скудные крохи на долю народной трудовой жизни.

Но это же худое, внешнее положение, косвенно повлияло на развитие в народном сознании и хорошего внутреннего: накопилось глубокое религиозно-философское вдумчивое проникновение в историческое круговое движение причин и последствий неизменно, как по непреложному закону, повторяющихся явлений общественной и государственной жизни народов. На этом глубоком опыте и наблюдении основаны и все пророчества и евангельские предсказания. По опыту и наблюдению оказывается, что это также непреложно, как и явления естественного мира в научных астрономических и метеорологических наблюдениях. К таким выводам, почерпаемым из библейской истории, пришли, конечно, не те церковно-религиозные сферы, которые взяли монопольное право на догматическое толкование созданного ими же самими суеверного, оторванного от жизни религиозного понятия, но те слои народной жизни, которые, оторвавшись от господствующего церковного гнета, свободно создали свое религиозное мировоззрение, не чуждаясь ни науки, ни просвещения и вдумчиво вникая в опыт прошлого и наблюдение настоящего.

К этим слоям жизни можно вообще причислить все сектантство, а наиболее те его ответвления, которые, для заключения религиозных понятий, стали прилагать свободно разум ко всему тому, что дает опыт и духовное развитие человеческой жизни. К такому ответвлению относятся и все разновидности молоканства, в особенности, так называемые, „духовные христиане", т. е. духовно - свободные в своих суждениях и выводящие из писания духовный смысл, а не буквальные понятия, толкуя многое иносказательно, символически и приводя опыт прошлого на настоящие явления жизни.

С этой стороны понятий мне и хочется сказать о современном состоянии жизни народов и тех событий, явлениям которых мы иногда ошибочно приписываем посторонние, не от условий нашей жизни зависимые причины.

Прежде всего, говоря о религиозном сознании, надо выяснить, что надо понимать под этим словом? Слово религия настолько избито, что оно потеряло свой первоначальный действительный смысл. Значение этого слова должно быть просто и ближе к практическим условиям жизни. Его действительное значение есть простое сознание личных своих обязанностей к высшим целям и задачам общечеловеческой жизни. Так в основе Своего учения это поставил и Христос 1*).

В вопросах развития религиозного сознания всегда наблюдаются известные периоды, когда зародившаяся в грубых понятиях религиозная мысль постепенно переходит в высшие, идеальные, одухотворенные понятия, и нельзя принижать человека за его несовершенное и, может быть, грубое понятие, если даже и вполне духовно развитой человек не может обойтись без сравнительного способа в передаче идейных, духовных понятий, подбирая для этого примеры из материального мира. На этом построено даже все изобразительное искусство, поэзия, художественная литература. Без этого не обходится даже философия в своих аналогиях, ни даже наука в наглядных пособиях. И это потому, что первая восприимчивость человека есть чувственная, а потом уже созерцательная, т. е. духовная (2). Как же мы можем с высоты достигнутого уже в сравнении с прежним положением человека теперешнего духовного развития, беспощадно критиковать мировоззрение прежних поколений в той глубокой древности, когда не было еще тех культурных достижений, какими обладаем теперь мы? Ведь в достижении этих, обладаемых нами культурных ценностей, звеном процесса была и степень мировоззрения прежних поколений, как одно из стадий неистребимой духовной потребности людей, это искание, исследование, познание, опыт, чтобы открыть тайны своего и мирового бытия? (3). Ведь и научный опыт идет такими же постепенными достижениями, и в общем нельзя отрицать пользы тех из них, которые в прежнем положении человека были много ниже тех, какими впоследствии стала обладать наука. Итак, выработав из грубых материальных представлений религиозного сознания представления духовные, идеальные, человек создал кодекс нравственных обязанностей, т. е. таких взаимоотношений между людьми, которые соответствуют не только личному, но и общественному благу, человек отнес это к божественной зависимости, т. е. к тому свойству своей духовной природы, откуда вытекают все лучшие побуждения его духа, разума и сердца (4). — В этом и есть истинный смысл религии. — В восприятии религиозных истин путем духовного опыта, духовное христианство, т. е. молоканство и другие его разновидности, выразило в себе три состояния понятий: первое — это тот нравственный элемент, который ложится в основу взаимоотношений между людьми, как высшее сознание своих обязанностей, второе — это символически, т. е. иносказательно передающие понятия из мира идей, т. е. духовной области сознания, и третье — это закон повторяемости исторических явлений общественной жизни, т. е. открытие причин тех или других происходящих последствий в общем круговороте человеческой мировой жизни, на чем и основано все то, что на библейском языке называется пророчествами. Вот об этом последнем дальше и будет изложено в применении к настоящему историческому переживанию общей современной народной жизни.

II.

До сего времени в вопросах христианской религии вырабатывались более всего лишь одни понятия. К этому присообщилнсь всевозможные суеверные толкования, отвлекшие мысль человека от существенных вопросов жизни. И вот теперь, как это было с еврейской религией, принявшей в христианстве исторический перелом в сторону практического жизненного и общечеловеческого приложения религиозной мысли, настал такой же процесс и с христианской религией. Необходимо каждое дело, каждый поступок и даже мысль человека подвести под оценку высшего религиозного понятия. Необходимо центром религиозного внимания поставить самого человека и всю общественную жизнь со всеми ее проявлениями. Процесс борьбы с господствовавшими церковными суевериями уже прошел, наступила очередь выяснить накопившиеся грехи общественной и государственной жизни, в которых, может быть, и мы не менее других виноваты. Слова эти относятся к тем, кто, называя себя духовно понимающим христианство, т. е. по высшему духовному сознанию, и принимая авторитет прошлых духовных переживаний, выраженных в библейской истории и евангелии, должен из этих выводов бесспорно принять и тот образ поведения, на какой они указывают, как на жизнь во Христе (5). Обратим же для этого внимание на прошлое, что так правдиво выражено в жизни народов в библейской истории, где взору человека представлены стороны не только внешней, но и духовной, внутренней жизни, в общем процессе исторических переживаний. Проверим причины тех последствий, которые получались от тех или иных поступков и влечений и их накоплений в человеческой жизни, и не найдем ли мы в этом способа определить и современную жизнь в ее течении, чтобы узнать, где же зерно разумной жизни, и где плевелы, засоряющие эти зерна для помехи их росте»? Исследуя быт и жизнь народов по библейской истории и осуждение некоторых сторон жизни чрез, так называемых, пророков, этих глашателей божественной правды, мы видим, как и почему падало одно могущественное государство за другим, как и почему народы переживали всевозможные общественные неустройства и потрясения, как и отчего накапливались веками причины вражды и борьбы с их последствиями: голодом, войнами, расстройством мирных течений общественной жизни и порабощением одного класса другим и народа менее сильного более сильным и жадным. Во всем и везде мы найдем одну только причину, это отступление от законов совести и разума, законов общечеловеческого права, религиозно выражаемого, как мир и любовь. Практически же это выражается частным накоплением богатств в угоду личных прихотей и тщеславия, что вечно осуждается высшим сознанием человечества и так ярко выражено во всей библейской истории и в евангельском повествовании (б), а затем и такие отношения людей, которыми понижается в человеке чувство добра. Пророки израильского народа, как отзвук общечеловеческой совести, и возвышали свой голос за тех, кому более других приходилось переносить лишений рядом с избытком и чрезмерностью удовольствий и чревоугодия живущих в праздности и роскоши и порабощающих других. В сознании правоты своих слов, вытекающих из сострадания и любви, очи правы, когда к своим обличениям прибавляли: „так говорит Бог", потому что это может высказать со всею смелостью только сердце, наполненное сознанием божественной правды. Исключительное материальное благополучие одних и рядом с этим поражающая нищета и тяжкий подневольный труд других — вот те причины, которые во все века накапливали в человечестве горе, зависть, злобу и вражду, как общественные пороки жизни. В этих пороках обвинялся одинаково как израильский, так и языческий народ, и всегда в развитии этих путей предсказывалась гибель и падение целым царствам и народам, несмотря на их могущество и кажущуюся непоколебимость. Предсказания эти сбывались не потому, что пророки как-то особенно сверх-естественно узнали об этом, и не потому, что раз ; пророки это сказали, то именно от их слова это и случилось, а по самому простому здравому выводу разума и наблюдения. В этом наблюдении выяснился неизбежный закон повторяемости исторических явлений, как установления последствий от одних и тех же причин общественной жизни. Наблюдая жизнь прошлого, легко отметить по этому закону последствия жизни и настоящего и будущего. Таковы основы предугадывания текущих событий (7). Если же, изучая историю древнего мира со всеми ее проявлениями, мы видим подтверждение правильности таких выводов, то те же выводы можно применить и к современной жизни. По этим выводам можно определить не только ошибки человечества, но и те пути, по которым можно избежать этих ошибок. Слова Христа: „или вы и по самих себе не судите, чему из вас быть должно" (8), именно и указывают на то, чтобы люди научились разбираться в явлениях жизни, и в своем личном отношении к этим явлениям создавали этим наблюдением разумный опыт жизни. А если это так, то надо не притворно, а искренно разобраться в современных явлениях жизни, в которых и мы являемся участниками, и направить силы на устранение тех ошибок, какие, может быть, и бессознательно, накопились в нашем быту,

III,

Всмотримся теперь в явления жизни прошлого и в те осуждения, что по библейским повествованиям называлось отступлением от Божьих законов. Первое, на что было обращено пророческое осуждение это — это к тем, кто приобретает дом к дому, поле к полю, так что другим не остается места, точно они одни поселены на земле, и захваченную землю называют своими именами, при чем освобождают себя от человеческого труда, полагая эту тягость на других (9). Если это было неугодно Богу тогда, то как же можно оправдывать такое же положение теперь, и как это читающие библию скажут, что это осуждение к настоящему времени не относится, когда именно это и есть одна из причин, нарушающая мирную жизнь народов и бесспорное жизненное право на землю для обрабатывающих ее, для тех, кто в труде от земли добывает хлеб и кормит этим хлебом и других? Не даром библейский завет запрещает продажу земли навсегда и возводит земледельческий, труд в главную основу жизни (10). Но вот, что так совпадает и с современным бытом, осуждаемым некоторыми политическими учениями, это голос библейских пророков против чрезмерного развития корыстной, исключительно в личную выгоду производимой торговли. В этом обвиняется как израильский народ, так и языческие царства, особенно же такие славившиеся тогда всемирные торговые центры, как Тир и Сидон, эти величественные города, сосредоточившие в себе, подобно теперь существующим Европейским городам, всю силу торгового могущества на счет порабощения других окружающих эти царства менее сильных народов (11). В этих же городах, как нигде больше, наблюдалось и полное развращение общественной и семейной жизни. В этих же городах, как и в современных теперь, всего более наблюдалась самая поражающая нищета рядом с чрезмерной роскошью и излишествами праздно живущих на счет обремененных трудом. Что же говорили пророки? Они предсказывали падение всему гордому, превозносящемуся, всем живущим беспечно, всем надеющимся на славу богатства своего и живущим только для него и для своей личной прихоти. Не оправдались ли тогда слова пророков о падении этих могучих центров и не видим ли мы теперь покрытыми прахом забвения все их могучие твердыни и все те замыслы, которые они проводили в жизнь? Правда, покрытыми прахом мы видим только развалины этих бывших могучих городов, но замыслы, пожалуй, остались, как и говорит об этом библейский опыт, что хотя и оказался путь их безумием, но последующие за ними всетаки одобряют мнение их и попрежнему умножают личное богатство и благоденствуют в веке сем (12). Но что же говорили тогда этим городам пророки?.. Учитывая опыт прошлого, выражающийся в наблюдении неизбежной повторяемости исторических явлений, и зная причины их, они смело говорили за долго еще до падения этих могучих твердынь, стоящих на глиняных ногах: „Рыдайте, города, ибо исчезнет весь торговый народ и истреблены будут обремененные серебром", „от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил". „Ибо купцов у тебя стало более, нежели звезд на небе, но эта саранча рассеется и улетит" (13). Это уподобление купцов саранче очень верно: саранча, налетая на посевы, все пожирает и оставляет пустыри, так же и личная корысть берет, что можно, от трудящихся, оставляя им нищету и постоянные лишения. Но эти слова, могут подумать, относятся к тем временам когда писалась старая библейская история? Тогда заглянем и в новозаветную. Не услышим ли мы и там такого же осуждения? Вот, что нам говорит и евангельский голос: „Горе тебе, Хоразин! Горе тебе Вифсаида!.. и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься! Горе вам, богатые, горе вам, пресыщенные!.. Плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши из'едены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас... вот, плата, удержанная вами у работников вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа". „Вы, желающие обогащаться, впадаете в искушение и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие" (14). И не даром рядом с предсказанным падением новозаветного Вавилона, этого образа господствовавшей государственной церковности (15), выведены в евангельском откровении плачущими о прежнем величии не только бывшие цари, но и те купцы, которые разбогатели от великой роскоши ее. Не даром тут указано на тесное единение этих купцов с церковью, поощряющей то положение, которое они так возлюбили и без зазрения совести утопали в излишествах, порабощая для того не только тело человека чрез непосильный труд и лишения, но и дух его, усыпляя сознание суеверными толкованиями (16). Но час возмездия там же возвещен следующими словами. „Явлю силу мышцы Своей, рассею надменных помышлениями сердца их, низложу сильных с престолов, и вознесу смиренных, алчущих исполню благ, а богатящихся отпущу ни с чем" (17). Вот в чем заключается божественная правда вечно судящего Сына Человеческого, этой постоянно рождающейся в сознании людей, открывающейся через переживания истинной справедливости, как здравого житейского смысла, особенно открывающегося после испытаний и накопленного переживанием опыта (18).

IV.

Чему же все сказанное выше нас поучает? Какое, может быть, скажут, имеет все сказанное сравнение с современностью? Неужели надо всю производительность и торговлю уничтожить для чистоты жизни? Ответим: поучает сказанное многому и к современности стоит это очень близко. Производительность же и торговля не уничтожается, а уничтожается только нечистота ее в жизни; и вот как об этом говорит та же библия: „И посвятишь ты Господу стяжания твои и богатства твои, и не будут они в твоей прибыли заперты и уложены в кладовые, а будет прибыль от торговли переходить ко всем живущим, чтобы все ели досыта, и каждый имел бы одежду для себя, тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности" (19). — Как Тиру и Сидону, этим древним языческим торговым городам, как Иерусалиму, Ниневии и другим израильским городам, увлеченным избытком личного довольства при немощи других, было предсказано, по исторически повторяющемуся циклу, падение, и оно с математической точностью совершилось (20), ток же точно сама жизнь подсказывает, что без божественных идей мира и любви и в христианском мире, несмотря на все внешнее могущество и показную религиозность с примесью суеверий, совершится такое же падение и теперь славящихся богатствами тех народов и царств, которые устраняют бедных от правосудия, покупают неимущих за свое серебро или за пару обуви и им же высевки из хлеба продают. Разве это библейское выражение не подойдет к современности?.. (21). А раз это подходит, то вечная правда жизни намечает и современные подобия Тира и Си-дона, те царства, которые восприняли путь их и мнения их, хотя называются и другими именами. И вот что отражается в историческом зеркале об таких царствах: „сделаю тебя голой скалою, будешь местом для расстилания сетей... и сойдут все князья моря с престолов своих и сложат с себя мантии свои, и снимут с себя узорчатые одежды свои, облекутся в трепет... и поднимут плач о тебе и скажут тебе: „как погиб ты, населенный мореходцами, город знаменитый, который был силен на море, сам и жители его, наводившие страх на всех обитателей земли. Ужасом сделаю тебя, и не будет тебя, и будут искать тебя, но уже не найдут тебя во веки" (22). В этом зеркале ясно отражается перелицованное в европейское платье подобие современных Тира и Сидона; и я думаю, не надо называть их собственными именами, — они и так понятны. Можно узнать их и по такому же дерзкому языку, как и у древних Тирян и Сидонян; они, как и их соратники, также говорят о себе: „силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатства народов, как гнезда; и как забирают в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом и не открыл рта и не пискнул" (23). Так высокомерно и самонадеянно говорят и теперь современные Навуходоносоры и Валтасары. Но час исторической перемены уже приближается! Вечный Судия в вопле угнетенных народов уже пишет на стенах жизни огненной рукой роковые слова: „исчислено царство твое, положен конец ему; ты взвешен на весах судьбы и найден легким, как пух; одно дуновение народной волны — и нет тебя". „Я накажу мир за зло, и нечестивых за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых и уничтожу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будуг дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского" (24). „Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности" (25). Вот все те ценные библейские осуждения неправого общественного быта, которые прошли из поколения в поколение чрез сознание человека в многовековом житейском опыте жизни. Это уже разлилось по всей земле и скрепляет человечество на какой-то высшей общечеловеческой задаче. В этом слышится голос исторически складывающихся новых условий общественной жизни и международных сношений. Над этим уже усиленно работают выдающиеся умы, и не отразить это никакими тяжелыми осложнениями: то, что уже объединило сознание людей, проявится в жизни, а в борьбе победит та сторона, у которой идейность выше. Ведь и могучая Римская империя пала только от того, что идеи соединившихся рабов стояли, выше скрепленных между собою, но изнеженных праздной и развратной жизнью патрициев. Современность идет по тому же пути, и исторически сложившийся вопрос перемены грозно стоит пред всем человечеством.

Правда, этот вопрос во всей его силе практически поставили не те, кто держал в своих руках библию и евангелие, хотя и там он выражен не в меньшей силе". Но значит ли это, что если эту историческую правду выразили первыми кто был угнетен и порабощен, то и надо ее отрицать?.. Знатокам библии хорошо известна история с „прозорливцем" в израильском народе Валаамом. Ему царь моавитский Валак, против которого шел израильский народ, посулил хорошую мзду, чтобы он только сказал проклятие народу вместо благословения. У него и позатмилось в голове от обольщения, и он согласился. Оседлал Валаам свою ослицу и поехал, чтобы исполнить желание Валака. Ослица увидала на пути препятствие и нейдет, тогда Валаам начал ее бить, чтобы направить на путь царя Валака. Вот тут-то ослица уже не покорным мычанием, а человеческим голосом и заговорила: „Что я тебе сделала, что ты бьешь меня?.. Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня?.. Имела ли я привычку так поступать с тобою?..". И только тогда, когда ослица прижала Валаама к стене, только тогда Валаам опамятовался и сам увидал, какое препятствие стоит на пути, и понял, что не проклинать надо народ в его историческом переживании, а благословлять (26). Валаам услыхал веление духа, переменил мысли, пошел к народу и благословил его. Значит, не всегда и прозорливцы во время видят правду. Иногда эта правда говорится устами ослицы, постоянно работавшей Валааму. Так и теперь трудовой народ говорит всем сидящим на нем Валаамам и Валакам.

V

Теперь что же делать тем, кто читает библию, разумеет ее писания, проповедует другим спасение и не помнит слов Христа: „Как же времени сего не узнаете?" (27). Не даром Христос указывал благополучно живущим на пострадавших от Пилата, что они были не грешнее их, оставшихся живущих, но что именно живущие то и должны переменить жизнь, чтобы не было повода к таким страданиям (28). К этой перемене жизни и призывает теперь и голос истории, и голос человеческой совести. Нельзя теперь стоять бесплодной смоковницей в винограднике жизни, иначе эта смоковница срубится под корень. Нельзя также стоять и на торжище праздно, чтобы не работать в этом винограднике (29). Нельзя также, если суд истории удаляет нас от прежних условий жизни, оглядываться назад подобно жене Лота при движении в высоту новой жизни, иначе окажешься неподвижным столбом не перемолотой соли, как образ неверной души (30).

Подвинемся теперь из рассуждений о прошлом к тем советам, которые выражены многовековым опытом евангельской вестью для настоящего времени, тем советам, которыми выдвигается путь страдания и борьбы за высшия идеи жизни. Не найдется ли там и указания, как должен решиться этот вековой исторический вопрос. В вековых переживаниях исторически слагающаяся правда всегда выражается на низах жизни и на стороне „униженных и оскорбленных , хотя по закону обратного действия оно и выражается, в первой своей стадии в грубых проявлениях возмездия (31). Но ведь за этим стоит и мирный созидательный процесс, к которому для об'единения и призывается человечество путем полного отречения от личных желаний в единоличную угоду себе, дабы этим устранить непонимание нужды других, но создать общественное чувство, как понятный каждому один и тот же язык жизни, в котором каждый родился (32). Высшим и лучшим выражением такого поступка в новом мире евангельских идей стоит, как солнце среди окружающих его планет, это—дело первых провозвестников евангельских идей в их практическом приложении. Они по вере и по особому движению духа решились уничтожить среди себя единоличное пользование богатством, как причину развития в своих чувствах корысти и прихоти, и создали такую трудовую братскую жизнь, о которой и записано в евангельском повествовании, как указанный Богом порядок общественной жизни на основах братской любви. И вот во что вылился в верующих людях весь вековой опыт жизни со многими осложнениями и колебаниями. Раз они положили в основу искания нового пути жизни по Христу то, что Он заповедал, то есть признание царства Божия и правды Его, а не своих личных пожеланий, то и остальное все приложилось так, как оно должно быть по этому высшему сознанию, и тогда, как сказано в евангельских записях: „великая благодать была на всех их, ибо у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось в чем кто имел нужду" (33).

Так вот, чему же обязывает верующих этот пример? Для христиан очень  важно  подумать  об  этом и дать  ответ.  День такого действия апостолов чтится всеми как один из важных годовых праздников. Никто не может также отрицать, что в поступке апостолов не проявилось исполнения воли Божией, потому что всеми признается, что совершилось это под влиянием сошедшего на них Высшего Духовного побуждения.   Неужели  это  было  нужно только для того, чтобы этот высший житейский  поступок  был  только  предметом записи в календаре для празднования? Ведь это и в Ветхом завете осуждалось, когда   вместо добрых условий жизни строили дни празднований (34). А если это есть исполнение воли Божией, то не надлежит ли в доказательство  веры исполнить то же, что сделали и апостолы со всеми уверовавшими в день пятидесятницы, как следствие принятия духовного крещения. Пусть не смущаются те, кто боится в этом по своей не пережитой слабости оказаться в подобии  Анании и Сапфиры,  солгавших в этом деле (35): для них возможен выход без всякой  лжи с искрении   признанием своей слабости подобно тому, как Лот правдиво признался, что он не мог сразу подняться на высоту указанной горы, а просил дать время пожить в маленьком на пути встретившемся городке, и это ему было позволено, как и Закхею, не сразу отказавшемуся от своих достатков. Тогда для этого есть  также   допущенная форма   кооперативного  хозяйственного  об'единения. И   как  бы  то ни было,   а настало время переходить в другие условия общественной жизни, тем  более, что исторически сложившееся обстоятельство среди смутного состояния воплем  Христа  говорит  нам,  как и древнему  Иерусалиму:, „О если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему" (36).

Дорогие  братья и сестры!  Теперь к вам я обращаюсь,   так  как цель этой статьи поделиться своими мыслями по нашей  общей   вере со всеми вами. Не настало ли время показать нам, что то, что должно служить к установлению мира, не сокрыто и от глаз наших. Если голос времени в переживаниях  человеческих  указывает нам, что для этого надо  принести,  как и Христос  заповедал,   отречение  (37), то как раз и надо  оказаться   Ему  верным,  отрекшись  от  прежних  условий жизни с исключительно личными удовлетворениями своих  корыстных пожеланий и надо это сделать так, чтобы оно было  сделано во  имя любви, как лучшее доказательство нашей веры в руководителя жизни, Христа, имя которого мы все носим. Ведь и Он Сам отрекся от личных пожеланий,   исполняя   высшую  волю в проявлении  любви   во   время постигших Его тяжелых испытаний, завещая, чтобы и мы в мире сем поступали бы,   как  и  Он  поступал  (38). Совершение  же всякого дела во имя любви будет тем вашим благовестием о Нем, о котором Он говорил, как о  новой  жизни  с  избытком  для   всех (39). Это и применялось благовестниками апостольских времен, когда они, призывая других к участию в их проповедуемом духовном, ставили в обязанность всем верующим, чтобы они послужили им и в телесном (40).

Не настало ли и для нас такое время, чтобы участвовать   в  созидании новых общественных условий жизни не  по  принуждению,   а добровольно, по убеждению и вере, тем более,   что  это  вызывается 1 уже и жизнью, как необходимый исторический переход. Не будет ли устройство в наших общинах трудовых об'единений на началах братского служения друг другу и общностью всех  достатков  показателем искренности нашей веры не на праздных словах толкований без достижения истины, а на живом и для всех понятием и без слов деле (41). ; Ведь в словах завета: „никто не ищи своего, но каждый пользы другого"   и „не о себе только каждый заботься, но каждый и о других," вложены чувствования, которые были и во Христе, а как же без этих чувствований   человек   может   себя   называть   верующим  во  Христа, когда сказано: „кто Духа Христова не имеет, тот и не Его?" (42). Ведь человек без этих чувствований будет подобен отрекавшемуся от Христа перед людьми! (43).

Помните, братья и сестры, что проводя в жизнь для общей пользы все, что есть наилучшего в вас самих, вы этим совершаете великое дело погашения человеческих заблуждений и причины вражды и установляете справедливость в удовлетворении частных и общественных нужд и тех прав на духовные и материальные блага, которые получаются от общечеловеческого труда и творчества и всех даров природы в равную потребность всем. Совершая это, вы служите великим заветам мира и любви тем же путем отречения, каким совершил свое дело Христос, став на высоту совершеннейших отношений к людям. Не Он ли завещал продолжать Его дело (44)? А разве это дело в одном только духовном понимании? Оно и в материальном служении по этому высшему духовному пониманию (45). Если Он и говорил, чтобы старались более искать пищи для духовной жизни, то говорилось это сытым людям, которые насытившись забывали заботиться о других: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, | как Он и Сам это всегда делал (46). Лучшая же форма такой помощи, это братское единение в труде и нуждах, как в одной семье. Его; молитва о единении человечества выражает именно эту мысль, и дно важно, как средство развития в человечестве высших благороднейших чувств и побуждений, этих отборных семян .доброй жизни, обильным ростом которых будут заглушаться укоренившиеся плевелы прихоти, корыстолюбия, тщеславия и гордости, нужды и вражды. Закладывайте-же, братья и сестры, это разумное зерно общей братской трудовой жизни! Спешите стать в ряды трудящихся и стать равными членами одной человеческой семьи, чтобы жить не в условиях излишества, праздности и роскоши, а в условиях простоты и общечеловеческого труда на основах единения и братской любви, и покажите, как и в первой христианской общине, что между нами нет никого нуждающегося, и вот только тогда вы можете проповедуя говорить Христовы слова: „Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (47).

Да будет же это признано за истину!

Ф. А. Желтов.

Богородское, Нижегород. губ. Павловского уезда. Декабрь 1924 г.

Справки по библии.

1) Матф. V, 45—48. 2) 1, Коринф. I, 12—15 и XV, 46. 3) Иоан. III, 12. Матф. XIII, 10—13. 4) Луки XVII, 21. 5) Филип. I, 27. 6) Луки I, 51—53. 7) Луки XII, 54—57. 8) Луки XIII, 1—5. Матф. XVI, 1—3. 9) Исаии V, 8. Псал. XLVIH, 12—14. 10) Левит XXV, 23. Сирах VII, 15. 11) Исайи XXIII гл. Иезекииля XXVI-XXVIII главы. 12) Псалом XLVIII, 14 и L*XXII, 3—12. 13) Софонии I, 11—13; Наума 111,16. 14) ЛукиXIII, 1—9 и VI,24, 25. Иакова V, 1—5. 15) Луки XXII, 25—27. 16) Откров. XVIII, 1—19. 17) Луки I, 51—53. 18) Матф. XXV, 3!— 46. 19) Исайи XIV, 30 и XXIII, 18. 20) Исайи XXI И и XXIV гл.; Наума (IIII главы. 21) Амоса VIII, 5 и 6; Исайи X, 1—3 Откров. XVIII, 1—19; Сирах XXXVIII, 25—39.22) Иезекииля XXVI, 16—21 и XXVII, XXVIII гл.; Псал. XLVIII, 12—14; Исайи II, 14—25; Михея IV, 13. 23) Исайи X, 13—14; АввакумаН, 5—12. 24) Исайи XIII, И и 12; Даниила II, 31—45 и V, 17—28. 25) Исайи XIV, 30. 28) Числ - книга XXII, 15—35; 2-е Петра II, 15 и 16; Иуды I, 11; Матф. V, 43 и 41. 27) Луки XII, 56 и 57; Исайи XXVI, 9. 28) Луки XIII, 1—5. 29) ЛукиXIII, 6—9; Матф. XX, 1—16. 30) Бытие XIX, 14—26; Луки XVII, 32; 1X^62 и XIV, 33—35; Премудр. Солом. X, 7. 31) Луки XXI, 20—22; Матф. VII, 2. 32) Д> янийЦ. 4—Я; Бытие XI, 1—9. Деянии II, 44—47 и IV, 32—37; Луки XIV, 28—35; ДеянииХХ, 33—35; Ефес. IV, 28; 2-е Фессал. III, 7—II. 34) Исайи I, 13—15. 35) Деяний V, 1—5. 36) Луки XIX, 8—10; Бытие XIX, 17—22 и 41—44. 37) Луки XIV, 33—35, 38) 1-е Иоан. 11,6 и IV, 17. 39) Иоан. X, 1C; 2-<j Корин. VIII, 13 и 14. 40) Римл. XV. 27. 41) 2-е Тимоф. 111 7 и 8. 42) Римл. VIII, 9; 1 - е Коринф. X, 24; Филип, п. 4 и 5; Матф. X, 32,33. 43) 2 - е Тимоф. III,1—5; Титу I, 16. 44) Иоан. XIV, 12. 45) Луки XII, 31. 46) Иоан. VI,,27; Матф. XXV, 34—40. 47) Матф. XI, 28—30.



1*) Для тех, кто хочет проверить излагаемые понятия по мыслям прежнего исторического опыта, ставлю цифры на указание ниже, в конце статьи, помещенных выносок из библейского текста, Прим, автора.

 

[Главная страница][Оглавление]

обои на стены . Эксклюзивный каталог фабрики дверей, двери Киев Производство, продажа, монтаж. . приобретайте, утилизация бытового мусора разумные цены!